Задания Т (теория)

Коллеги, при публикации материалов в блоге прошу указывать №Темы и формулировку вопроса. Объем - не более 1/2 листа (чем меньше, тем лучше). "Кто ясно мыслит, тот ясно излагает". Напоминаю про недопустимость плагиата. Ссылки на первоисточники возможны при условии правильного оформления. Правила оформления можно уточнить у Тюкавиной И.А. (101 каб). 

Коллеги, посмотрите с каких сайтов мы списываем тему "Взаимосвязь социологии с другими науками".  Кто еще хочет воспользоваться? http://yuzfan.mybb.ru/viewtopic.php?id=211



Задание Т №1
Тема 1 «Общество: типология обществ. Социология как наука».

Вопросы 1.
 Устная форма – ответы на п/з или публикация сообщения (один вопрос по выбору)  в блоге.

·     Историческое понимание общества: античное общество, средневековое, эпоха нового времени, современное общество (основные характеристики)
·   Системный подход в изучении общества. Понятие «Химические системы»  и «Органические системы». Объясните, чем система «часы» отличается от системы «общество». Является ли театральная труппа обществом?
· Общество как система: самоорганизация, саморегуляция, самодостаточность,иерархичность, информация.
·      Общество как система: понятие  "функция"  Р. Мертона.
·      Трехчленная система типов общественных систем (Р. Арон, Д. Белл)
·      Школа символического интеракционизма (Дж. Хоманс)
·      Теория структурации Э. Гидденса.
·      «Мир-системная модель» мирового сообщества И. Валлерстайна.
·      Теории  конфликта.
·      Теория «сетевого общества» М. Кастельса
·      Теория общества Э. Гидденса
·      Общество в понимании  социальной философии,  истории, социологии.
·      В чем заключается особенность социологической точки зрения.
·  Точки соприкосновения и расхождения социологии с гуманитарными дисциплинами
                        
Вопросы 2
Письменная форма. Выполняется в тетради и сдается на проверку.

Аспекты системного анализа









Подсистема общества
Функции подсистемы










Основные типы обществ
Характеристики








Подход
Идеолог
Характеристика
Формационный подход к развитию общества 


Цивилизационный подход к развитию общества




Объект социологии
Предмет социологии




Рассмотрите данные  «социальные факты» с точки зрения социолога. Укажите отличие взгляда социологического от философского, исторического, экономического, юридического.


 Факт
Взгляд
социолога
Взгляд
историка
Взгляд
экономиста 
Большинство из нас едет к месту работы или учебы на общественном транспорте



Большая доля рабочей силы в нашей стране занята домашним хозяйством




Резкое падение рождаемости и быстро увеличивающийся процент разводов за последние годы.





Методологический подход
Структура








Уровни социологического знания









Методы социологии
Общенаучные методы
Специфические  методы
Название
Содержание
Название
Содержание































Коллеги, в блоге публикуем ОДИН  ответ на любой  устный вопрос из ЛЮБОГО блока (не выбранный Вашими коллегами) + П. Срокин 

Задание №2 
Тема 2 «Становление и развитие социологической науки».

  • Подготовьте  и опубликуйте в блоге  (в комментариях Архив блога - список работ П. Сорокина) анализ одной из работ  П. Сорокина.  
Вопрос 1.
(устная форма – ответы на п/з или публикация сообщений в блоге)
·      Идея общественного договора.
·      Представление о государстве в концепции мыслителей прошлого.
·  Назовите социально-политические, экономические и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки?
·      Дайте определение  понятию «позитивизм».
·      В чем видели свою задачу  «антипозитивисты».
·      Какие «неопозитивистские» установки Вы могли бы перечислить.
·      Какую  роль позитивизм сыграл в истории   возникновения науки социология?
·      «Субъективный метод» П. Лаврова.
·      «Сравнительный метод» в социологии М. Ковалевского.
·      «Теория конфликта» Р. Дарендрофа.
·      «Теория обмена»  Дж. Хоманса.
·      «Структурно-функциональный анализ» Т. Парсонса
·      Теории «среднего уровня» Р. Мертона.
·      «Феноменологический метод» социологии А. Шюца.
·      «Теория структурации» Э. Гидденса
·      «Аномия» Э. Дюркгейма.
·      Теория Г. Тарда

Вопрос 2
(письменная форма)
·      Назовите ученых, обосновавших и разделявших идеи позитивизма, антипозитивизма, неопозитивизма.

Позитивизм
Имена ученых:  ___________________________________________________________________
Цитата:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антипозитивизм
Имена ученых:  ___________________________________________________________________
Цитата:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неопозитивизм
Имена ученых:  ___________________________________________________________________
Цитата:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ОГЮСТ КОНТ (1798 - 1857)

Вопрос 3
(устная форма – ответы на п/з или публикация сообщений в блоге)
·      Классификация наук, сделанная Контом.
·      Что  Огюст Конт считал объектом и предметом  социологии?
·      Объясните в чем сущность «Закона интеллектуальной эволюции человечества» или «Закона трех стадий (состояний)» О. Конта
·      Что представляет из себя закон классификации наук и как он сочетается с законом о трех стадиях?
·      Поясните, как видел взаимоотношения  «индивид-общество»    О. Конт. 

Вопрос 4
(письменная форма):
·      Предположите, кто  из основоположников социологии мог бы являться авторами  оставшихся тезисов:
«Законы, по которым развивается природа и общество, различны. Дойти до сути общественных законов невозможно, их сущность, лежащая в основе социальных процессов и явлений, в принципе непознаваема».
______________________________
«Надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание»
______________________________
«Главное мое намерение состоит в том, что бы распространить на человеческое поведение научный рационализм» 
______________________________

·      Поясните суть  понятий (О.Конт):

Социология
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальная статика
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальная динамика
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

·      Заполните таблицу.

Закон интеллектуальной эволюции человечества или
«Закон трех стадий (состояний) О. Конта»
Стадии развития знания
Стадии развития общества
1.




2.





3.







ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР  (1820- 1903)

Вопрос 5
(устная форма – ответы на п/з или публикация сообщений в блоге)
·      Что представляет собой основной закон социального развития Спенсера?
·      Каковы взгляды на общество Г. Спенсера?
·      Социальный дарвинизм.

       Интеграция, Дифференциация, Возрастание в понимании  Г. Спенсера   

Вопрос 6
(письменная форма)
·  Поясните суть понятий (Г. Спенсер):
Органическая теория общества. Социальный организм
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальная эволюция
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальное равновесие
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Процесс распада общества
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1858-1917)
Вопрос 7
 (устная форма – ответы на п/з или публикация сообщений в блоге)
·   Какие принципы социологии были выдвинуты Э. Дюркгеймом? Какая проблема была центральной в его научном творчестве?  
·     Чем отличаются подходы Вебера и Дюркгейма к предмету социологии?
·     Суть теории механической и органической солидарности Э. Дюркгейма
·     «Аномия» Э. Дюркгейма.
·     Органическая солидарность и типы общества.
·       

Вопрос 8
 (письменная форма):

·  Поясните суть понятий (Э. Дюрегейм)
Теория социального реализма
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальный факт. Признаки социального факта.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проблема взаимоотношений «человек- общество»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальнаясолидарность __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальное здоровье
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________

КАРЛ МАРКС (1828 - 1881)
Вопрос 9
(устная форма – ответы на п/з или публикация сообщений в блоге)
·   Раскройте учение марксизма о роли деятельности и общественных отношений людей в развитии общества как социальной системы.
·    В чем заключается учение марксизма об общественно- экономической формации.
·    Теория социального конфликта Маркса
·    Подтверждается ли, по Вашему мнению, основные положения марксистской социологии в современных условиях?

Вопрос 10
 (письменная форма):
·  Поясните суть понятий (К. Маркс)
Материальное производство и общественные отношения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Социальный конфликт
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите общественно - экономические формации в той последовательности, в которой они сменяют друг друга. Опишите механизм смены формаций.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


МАКС ВЕБЕР (1864-1920)
Вопрос 11
(устная форма – ответы на п/з или публикация сообщений в блоге)
·      Охарактеризуйте суть «понимающей социологии»  М. Вебера.
·      Охарактеризуйте учение М. Вебера о ценностях, идеальных типах.
·      Учение о типах господства  М. Вебера.
·      Теория социального действия.
·      Чем отличаются  взгляды на взаимодействие «человека  и общества»   К. Маркса   М. Вебера?


Вопрос 12
(письменная форма):

Взаимодействие «человека  и общества» 
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Идеальный тип
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполните таблицу

Типы социальных действий
Определение типов социальных действий
Является / не является предметом социологии
Целерациональное



Ценностно-рациональное



Традиционное



Аффектное





Типы господства
Характеристика
Пример
Легальный


Традиционный


Харизматический




Исторический процесс в понимании М. Вебера
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
Вопрос 13
(устная форма – ответы на п/з или публикация сообщений в блоге)


·      Объективный и субъективный подход  современной социологии.
·      В чем сущность структурного анализа общества К. Леви- Стросса?
·       Как видел структуру общества  Р. Мертон.
·      Теория  Парсонса.
·      Символический интеракционализм: Д. Мид , Ч. Кули, Г. Блаумер
·      Феноменология: Э. Гуссель. 
·      Психологическое направление: З. Фрейд, Э. Фромм

                                
СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ.
Вопрос 14
(устная форма – ответы на п/з или публикация сообщений в блоге)
·        Основные этапы развития социологии в России.




Задание №5
Тема: «Личность и общество»

Устная форма – ответы на п/з или публикация сообщения (один вопрос по выбору)  в блоге.

·      Чем отличается индивид от личности?
·      Какие стороны включает в себя процесс формирования личности?
·      Каковы социальные механизмы формирования личности?
·      Понятия «Культура», «Культурные нормы», «Культурный предмет»,  «Контркультура».
·      Процесс социализации личности. Первичная и вторичная социализация. Агенты социализации. Средства социализации. Десоциализация. Ресоциализация.
·      Поясните суть понятий «Социальный статус», «Социальная позиция», «Социальные ожидания».
·      Перечислите и охарактеризуйте институты социализации.
·      Как возникает социальный протес? Что такое неудачная социализация?
·      Понятие «Дивиация». Сущность социального отклонения. Виды девиантного поведения. В чем различие между положительной и отрицательной девиацией?  Какие 4 типа преступников выделил Ч. Ломброзо?
·      Преступность, проституция, наркомания, алкоголизм  как виды девиантного поведения.
·      Синдром  «современной личности» А. Инкельс;

«Личность и общество»:  
·      «Функционально-ролевая теория Р. Мертона и Т. Парсонса;
·      «Символический интернационизм» Дж. Мида;
·      «Теория психоанализа» З. Фрейда;
·      «Теория подражания» Г. Тарда;
·      «Теория социализации»  П. Сорокина;
·      «Теория социального действия» М. Вебера;
·      «Теория конфликта»  Р. Дарендорфа;
·      «Теория социального обмена»  Дж. Хоманса;
·      «Теория солидарности» П. Лаврова;
·      «Аномия». Взгляды Э. Дюркгейма и Р. Мертона.


Вопросы 2
Письменная форма. Выполняется в тетради и сдается на проверку.
№1
Функции культуры
Функция
Характеристика
Пример
Адаптивная


Информационная (познавательная)


Нормативная


Ценностно-ориентировочная


Семиотическая


Рекреационная (компенсаторная)



Подсказка: Если в анализе культуры исходить из ее основных носителей, т.е. субъектов культуры, то можно выделить:  (В.А. Лавриненко "Социология: конспект лекций")
Виды культуры
(классификация по происхождению и объекту воздействия)
Вид культуры
Характеристика
Пример








Теория потребностей А. Маслоу.
Уровень  потребности
Характеристика
Пример























Классификации социальной типологии личности Р. Мертона
Тип
Характеристика
Пример
Конформист


Новатор


Ритуалист


Ретритист


Бунтарь




Символический  интеракционизм  Дж. Мида
Этапы формирования «зеркального Я»


 «Обобщенный другой»


Имитация










 Функционально-ролевая  теории личности Р. Мертона и Т. Парсонса




















Теория  З. Фрейда.
Структура личности
Характеристика
Пример
Ид («Оно»)


Эго («Я»)


Суперэго («Сверх Я»)













Теория  «Зеркального Я»  Ч. Кули
Стадии формирования «Зеркального Я»
Характеристика
Пример











 Теория подражания Г. Тада
Механизм (закон)  социализации
Характеристика
Пример











П. Сорокин
Механизм процесса социализации
Характеристика
Пример















Теория социального действия М. Вебера
Виды социальных действий
Характеристика
Примеры












Задание №6
Тема 6 «Социальное взаимодействие, социальный контроль и массовое сознание».

Вопросы (часть 1).
 Устная форма – ответы на п/з или публикация сообщения (один вопрос по выбору)  в блоге.
·      Понятия «поведение», «действие», «социальное действие», «социальный контакт», «социальное взаимодействие».
·      Что понимается под социальным контролем. Типы социального контроля.
·      Теории социального контроля.
· Социальное управление. Уровни социального управления (Т. Парсонс). Как классифицировал стили управления Ф. Лайкерт? Что такое «теория Х» и теория «Y» Мак-Грегора?
·      Дайте определение социальному конфликту. Каковы взгляды на конфликт Зиммеля, Спенсера, Маркса, Вебера, Дарендорфа?  Перечислите психологические и социальные причины конфликтов. 
·  Как проявляет себя конфликт в открытых и закрытых обществах? Что такое горизонтальные и вертикальные, скрытые и открытые конфликты? От чего зависит длительность и напряженность социального конфликта?
·     В каких формах может проявиться конфликт? Каковы движущие силы социальных конфликтов?  Каковы основные этапы социальных конфликтов? Каковы пути выхода из конфликта?



Вопросы (часть 2)
Письменная форма. Выполняется в тетради.
№1
Структура социального действия Т. Парсонса
Функции системы социального действия




Социальное действие включает





№2
Мотиваторы социального действия (м. Вебер)
цель

ценность

аффект


№3
Понимание процесса социального взаимодействия
Теория социального обмена  Дж. Хоманса

Теория структурации Э. Гидденса

 Теория символического  интеракционизма Дж. Мид, Г. Блумер

Управление впечатлениями (социодраматический подход)  Эрвин Гоффман

Органицизм


№4
Типология девиантных поступков  Р. Мертона
Категория
Определение
Пример
Комформизм,


Инновация


Ритуализм


Мятеж


Ретреатизм



№5
Пять аксиоматических положений теории обмена Джордж Хоманса
Аксиоматическое положение
Пример
1. Чем чаще в близком прошлом индивид получает вознаграждение, тем менее ценным   оно является для него, поскольку возникает насыщение им.

2.


3.


4.


5.



№6
Аномия
Аномия  Э. Дюркгейма
Аномия Р. Мертона





№7
Можно задание не переписывать.
Понимание процесса социального расслоения 
Суть социальной стратификации этот ученый  видел «в неравномерности распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличия или отсутствия социальных ценностей, власти или влияния среди членов того или иного общества». В качестве основных сертификационных показателей им были предложены экономический, политический и профессиональный статусы личности.

По мнению этого ученого, источником социального неравенства может быть не только собственность, но и знания, квалификация и профессиональное мастерство. Он, допуская наличие в общественной жизни классовых конфликтов, ввел в качестве сертификационных показателей богатство, престиж, власть.

Этот ученый предложил исторический подход к моделированию стратификационных процессов в обществе. Он выделил четыре исторически сложившиеся стратификационные системы: рабство, касты, сословия и классы.

Этот ученый выделил три группы сертификационных показателей. Первая группа пол, врожденные способности, этническая принадлежность, родственные связи; вторая – виды ролевой профессиональной деятельности; третья – объем обладания материальными и духовными ценностями.


№8
Таблицу можно не переписывать. 
Идея социального развития широко представлена в различных социологических концепциях. Социальное развитие осмысливалось исторически как процесс включенности в индустриализацию, демократическое социальное устройство и массовую культуру. Английский социолог, один из основоположников социологии, определил сущность социального развития как процесс возникновения специализированных социальных институтов и углубления разделения труда. Другие социологи отмечали особую роль динамики культурных ценностей или отдавали приоритет экономической сфере, противоречиям между производительными силами и производственными отношениями.

Назовите автора представленных позиций
Социальное развитие для ___________ воплощается в общественном прогрессе, который достигается развитием, проявляющимся в позитивных переменах в науке, морали и религии, в сознании людей.

Для ____________ ключом для осмысления проблем развития общества является способ производства материальных благ. Динамика социального развития обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами и производственными отношениями.

По мнению _______________ сознание определяет целостность социальных явлений и направленность социального развития. Все подсистемы общества связаны с ведущими ценностями, в результате чего направление социального развития обусловлено доминирующими ценностями.




 №9
Заполните пропуски(переписывать задание в тетрадь не требуется, необходимо указать список правой колонки)
_____________ , описывающий позицию индивида в малой или большой группе, служит исходной клеточкой построения всей системы социологических понятий. Если каждая личность имеет некоторое количество приписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения. Довольно удачно этот феномен описан М. Янгом: «Принцесса – это приписанный статус. Девочка с королевской наследственностью может не ударять палец о палец, а ее будущее все равно это будущее принцессы. Она рождена принцессой, и будет ли она хорошенькой или уродливой, высокой или низкой, умной или глупой, она останется принцессой».__________ – положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что __________ статус играет главенствующую роль среди незнакомых, а ______________– среди знакомых людей. Представляясь незнакомым людям, особенно сотрудникам какой-либо организации, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти характеристики, а наши личные качества, а именно неформальный авторитет. _____________ называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они его отождествляют. Для женщин в традиционном обществе ____________ статус чаще всего оказывался ________  домохозяйки, а для мужчины – ___________ , связанный с основным местом работы или занятием: «директор коммерческого банка», «научный сотрудник». ___________ является тот статус, который определяет образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Для научной интеллигенции главным критерием часто оказывается не место работы или род занятий, а ученая степень, а для менеджеров – должность или иерархический ранг. ____________
(его еще называют аскриптивным) – это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Статус сына или дочери – это вид ________________статуса.







 №10
Заполните пропуски(переписывать задание в тетрадь не требуется, необходимо указать список правой колонки)
Впервые слово «социология» в 1839 г. в одной из лекций курса позитивной философии упоминает ____________.


_________ – автор концепции постиндустриального общества, в котором знание выступает основным источником богатства и власти. Решающим средством управления выступают не машинные, а интеллектуальные технологии. Он отмечает, что в постиндустриальную эпоху определяющее значение будет иметь становление системы телекоммуникаций.

_________– автор теории «зеркального Я». Он называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других. Они выступают для нас зеркалом. Наше представление о самих себе поступают через наше воображение о том, как мы предстаем перед другими, как мы думаем и как мы чувствуем.

_________ – американский социолог, основатель чикагской школы. Он изучал проблему городского развития. Считал необходимым условием развития города эффективный социальный контроль над сложным ритмом городской жизни. Контроль необходим для установления социального согласия и порядка в отношениях между различными видами социальных общностей и группами населения в городе. Является  так же автором ролевой теории личности.

Термин «социальный контроль» в социологии впервые использовал 

Один из самых известных американских социологов двадцатого века ____________ выделил следующую типологию девиантного поведения: комформизм, инновация, ритуализм, ретреатизм, мятеж. Согласно позиции ученого, девиация происходит в результате разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения. Так же известна теория этого ученого о функциях – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт по отношению к целому. Он выделил два вида функций: явные и латентные. Латентные функции внешне не проявляются, они выступают непреднамеренным результатом деятельности. Явные функции отчетливо выражены, всеми осознаются и вполне очевидны.

_____________, один из создателей теории стигматизации, разделил девиантное поведение на две категории: первичная девиация и вторичная девиация.

_____________– французский социолог и философ, ввел понятие «аномия», а также выделил такие виды самоубийств, как эгоистическое, альтруистическое, аномическое, фаталистическое.

_____________ – американский психолог (диспозиционная теория личности). Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своем своеобразии.

____________, австрийский психолог, психиатр и невролог, разработал трехкомпонентную структурную модель психики: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

Термин «Конфликт) был введен ____________ . Он считал, что конфликт в обществе неизбежен и в качестве источников конфликта называл не только столкновение интересов, но и проявление людьми так называемых «инстинктов враждебности».

________________ – автор теории коммуникативного действия. Теория делает акцент на дифференциацию между «жизненным миром» и более крупномасштабными социальными системами и подсистемами. Социальная система рационализирует реже, чем жизненный мир. В результате возникает социальное противоречие: над обновленным жизненным миром начинает господствовать устаревшая социальная система. Решение проблемы, с точки зрения ученого, находится в социальной «деколонизации» жизненного мира, открывающей возможность рационализации в форме свободного коммуникативного согласия.

_______________  – немецкий социолог, философ, историк, политический экономист. Является автором концепции понимающей социологии, в рамках которой ученый пытался не только рассмотреть то или иное социальное действие, но также распознать цель и смысл происходящего с точки зрения вовлеченных индивидов. С этой теории берут начало все другие концепции человеческого поведения и деятельности, которые можно квалифицировать как социологические. Осознанность и осмысленность – ключ к теории социального действия того ученого. Развивая идею рациональности, он создал учение о типах господства, выделив три типа: легальный, традиционный, харизматический..

________ – американский социолог, основоположник доктрины «человеческих отношений». Исследуя воздействия различных факторов на производительность труда на промышленном предприятии, он показал особую и групповую роль человеческого и группового фактора в ее повышении. Социальная практика доктрины «человеческих отношений» основывалась на провозглашенном этим ученым  принципе замены индивидуального вознаграждения групповым, экономического – социально-психологическим (благоприятный моральный климат, повышение удовлетворенности трудом).

____________ выделил четыре типа элементарных коллективных групп: действующая толпа, экспрессивная толпа, масса, общественность. Толпу характеризует спонтанная готовность к совместным действиям, повышенная восприимчивость людей друг к другу, бессознательная откликаемость на настроения.

Этот ученый разработал теорию обмена. Основная проблема социологии, по его мнению, решить, как поведение многих людей в соответствии с психологическими положениями сплачивается для образования и поддержания устойчивых социальных структур. Он концептуализировал человеческое поведение как обмен вознаграждениями и наказаниями. Основные положения данной теории можно сформулировать следующим образом: социальное поведение представляет собой обмен ценностями, как материальными, так и нематериальными; люди, которые многое дают другим, стараются получить многое и от них, и люди, которые получают многое от других, испытывают с их стороны воздействие, направленное на то, чтобы они могли получить многое от первых; стоимость и ценность того, что человек отдает и получает, меняются в зависимости от количества того, что он отдает и что полу

____________  – английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии. Основой его взглядов являлась аналогия между биологическим и социальным организмами. Он понимал под обществом совокупность индивидов, а если общество создается составляющими его индивидами и если его природа определяется природой самих людей, то, по мнению этого ученого, каков характер индивидов, таков и характер общества.

____________ – русско-американский социолог и культуролог, один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Социальное расслоение общества он признавал основой его развития. Суть социальной стратификации ученый видел «в неравномерности распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличия или отсутствия социальных ценностей, власти или влияния среди членов того или иного общества». В качестве основных сертификационных показателей им были предложены экономический, политический и профессиональный статусы личности.

__________________– английский социолог. Известен как создатель социальной теории структуризации (структурации). Основным тезисом теории структурации Э. Гидденса является утверждение, что в каждом исследовании в социальных науках или истории взаимосвязаны действия и структуры.

______________ – англо-германский философ, социолог, политолог и общественный деятель. Создал свою теорию социального конфликта. Конфликт, по его мнению, является естественным результатом любой системы управления. Суть социального конфликта заключается в различии социальных позиций и ролей в обществе: у одних есть власть и право управлять, у других таких привилегий нет. Однако конфликты в обществе можно регулировать и управлять ими.



Задание Т7.
Тема: «Социальные группы и общности. Социальный институт. Социальная организация»

 Подготовить устные ответы по темам: 

7.1. Понятие и виды социальных групп.

Знать:
§  понятие социальной группы и ее разновидности (первичные, вторичные, внутренние и
            внешние, референтные);

 7.2. Малые группы и коллективы.

Знать:
·      Понятие и признаки малой группы;
·      Диада и триада;
·      Структура  малой социальной группы и отношения лидерства;
·      Коллектив.

7.3. Виды общностей.

Знать:
·      Понятие социальной общности;
·      Демографические, территориальные, этнические общности.
·      Классификацию социальных общностей в соответствии с характерными признаками.

7.4. Социальные нормы и социальные санкции.

Знать:
·      Понятие и виды социальных норм;
·      Понятие и виды санкций;
·      Типы санкций.

7.5. Социальный институт. Социальная организация.

Знать:
·      Понятие «социальный институт», элементы социального института (ценности, роли, нормы)
·      Функции, дисфункции социальных институтов;
·      Социальная организация.

  7.6. Семья как социальный институт.

Знать:
·      Понятие семьи, ее основные характеристики;
·      Функции семьи;
·      Классификации семьи по составу, распределению власти, месту проживания;
·      Формы брака;

·      Альтернативные жизненные стили.
№1 Заполните таблицу.
Виды социальных групп
По способу организации
Формальные
Определение
Пример

Неформальные
Определение
Пример

Степень частоты социальных контактов
Первичная группа
Определение
Пример

Вторичная группа
Определение
Пример

Квазигруппа

Определение
Пример

В зависимости от размера
Большие социальные группы – это …………..



Реальные группы





Номинальные группы

Пример реальных социальных групп


Пример номинальных социальных групп
Малые группы – это ………
Специфический признак малых групп-

Пример
Принадлежность к социальным группам определенных  индивидов
Ингруппы
Определение
Пример

Аутгруппы
Определение
Пример

Рефератная группа – это ………
Этот термин ввел социолог___________________.
Сравните рефератную группу и ингруппу

.
Пример
Социальная общность
Концепция социальной группы предложена __________________________
Номинальная  группа –
Определение
Глобальные группы

Определение
Социальные движения

Определение


№2 Заполните таблицу
Квазигруппа – это ……….
Виды квазигрупп
Вид
Определение
Аудитория

Фан-группа

Толпа

Свойства квазигрупп
Анонимность

Внушаемость

Социальная зараженность

Бессознательность



№3 Заполните таблицу
Правила усмирения толпы








№4 Заполните таблицу
Понятие социальных организаций
Определение организации с точки зрения психологического подхода

Определение организации с точки зрения социологического подхода



№5 Заполните таблицу
Общность и организация
Общность
Организация


Какой геометрической фигурой можно изобразить Общность 
Какой геометрической фигурой можно изобразить организацию?

№6 Заполните таблицу
Теории организации
Федерико Тейлор (1856-1915)
Модель «Школа научного управления»  или  «Тейлоризм»

Анри Файоль
Модель «Организация-машина».

Интеракционисткая модель (Честер Бернард).

Какому из подходов Вы отдали бы предпочтение в своей практике руководителя. Объясните почему


№7 Заполните таблицу
Понятие социального института
В широком смысле
В узком смысле




Пример:
Пример:


№8 Заполните таблицу
Характеристики бюрократической организации М. Вебера
Характеристика
Описание











№9 Заполните таблицу
Фазы революции
Название фазы
Описание событий
Революционная ситуация

Фаза массовой революционной мобилизации

Период послереволюционного террора


№10 Заполните таблицу
Санкции
Название
Определение
Пример
Неформально позитивная


Формально позитивная


Неформально негативная Формально негативная








Подготовка к тестированию  (по желанию)            
К ______________________ относят статусную функцию и функцию социального контроля.

 _______________________ - практика, при которой каждый может состоять в брачно-семейных  отношениях с несколькими супругами

__________________ - принцип, требующий выбирать брачного партнера внутри определенной социальной группы

_________________ - альтернативная форма брачно-семейных отношений, не предполагающая юридического оформления

Убеждение индивида в том, что он обделен социальными благами по сравнению с другими называется __________________. Это чувство приводит к возникновению чувства фрустрации, которое находит выход в социальных движениях.


В зависимости от факторов, вызывающих социальные перемещения, выделяют _____________________  и ___________________ мобильность. ___________________________ мобильность связана с тем, что изменения социального положения человека и целых групп людей направляются государством и различными общественными институтами(партиями, церковью, профсоюзами). _____________________ мобильность обуславливается  изменениями, вызванными социальными преобразованиями (национализацией, индустриализацией) и даже сменой типов социальной организации (революцией)

Впервые термин «диада» в оборот ввел  _______________


Социальные изменения в системе, сопровождающиеся понижением уровня организации называются _______________________

К субъективным признакам социальных институтов относят ________________________ и _______________________.  Человек воспринимает институт как сложную систему, которая существует независимо от его воли и сознания.  Институты обладают силой, способной навязать человеку такое поведение и поступки, которые он сам бы для себя не желал ( например, налоговые службы заставят платить налоги)

Переход социальных систем, образующих их общностей, групп и институтов из одного состояния в другое. Они сопровождаются возникновением новых структур и характеристик . Упрощенные системы, сокращение числа элементов, понижения уровня организации характерны для ___________________

Спортивная команда, школьный класс, нуклеарная семья, молодежная тусовка, производственная бригада – все это примеры __________ социальной группы.


Такие социальные общности как меря, вепсы, даргинцы выделены по ______________ признаку.


Термин  социальная общность употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле он выступает синонимом ________________________.  В узком смысле _______________________ называют только  _______________.  Социальные общности могут классифицироваться по разным основаниям.  Формирующиеся в сфере общественного производства   __________________,   ___________________;  образующиеся на этнической основе  _________________, ____________________;  вырастающие на основе демографических, семейно- брачных  и др. Объединений людей.

Социолог Т. Веблен определил данное понятие как «привычные способы реагирования на внешние  стимулы».  В современной социологии устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, регулирующий взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности рассматривают как базовый элемент социальной структуры общества.  Различают общие, объективные признаки данных комплексов  и субъективные признаки, связанные с восприятием людей.  К субъективным признакам социальных институтов относятся (выберите из списка два варианта: объективность, принудительность,  неизменность, субъективность )

Установите  соответствие между функциональными требованиями и социальными структурами  (подсистемами общества), которые их выполняют.
(Экономика, государство, право, семья)
1.     Адаптация к внешней среде
2.     Выбор и достижение целей
3.     Интеграция и пресечение отклонений

Тип семейных отношений, при котором предполагается равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем, называется _____________


Эффект социальной фасилитации проявляется чаще всего в __________ группах

Аудитория телеканала Россия является ________ общностью


Нобелевская премия является проявлением _______ санкции


В западной социологии утвердилась трехчленная схема типов общественных систем, допускающая и последовательную смену менее совершенных типов более совершенными, и одновременное сосуществование  различных типов. В качестве дополнительных критериев классификации обществ используются такие, как принцип взаимодействия с внешней средой, особенности и роль в общественной организации религии, уровень развития производства. Консервативная социальная структура и преобладание предписанных статусов характеризуют ________ общество. К закрытым общества К. Поппер относил ________________ (Северная Корея, СССР, Новая Зиландия, Австралия, Англия)

Установите соответствие между типом общества и тем, какие институты в этих обществах играют решающую роль
(Традиционное, Толерантное, Индустриальное, Постиндустриальное )
1. Церковь и армия
2. Корпорации и массовые политические партии
3. Университет и СМИ

Ассоциации, члены которых обладают правом свободного вступления и выхода из нее, называется ________  организациями

Повышение уровня профессиональной занятости женщин ведет к _______ рождаемости

Группа по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности , называется

Ограниченное число членов группы; непосредственный контакт и взаимодействие в течение определенного времени; стабильность состава - все это признаки _________ социальной группы


Наличие самосознания, возможность вступать в субъектом социального процесса характеризует социальную

В примитивных обществах строже всего караются нарушения

Вступление в повторный боак после развода называется

Установите соответствие между понятиями и их определение (Гостевой брак, эндогамия, полигамия, сожительство)
1 Практика, при которой каждый может состоять в брачно-семейных отношениях с несколькими супругами
2 Принцип, требующий выбирать брачного партнёра внутри определенной социальной группы
3 альтернативная форма брачно-семейных отношений, не предполагающая юридического оформления

Этот французский социолог много сделал для признания социологии как науки. Ему принадлежит работа "Метод социологии". Его социологическая теория опирается на принцип социального реализма. Задача социологии в том, чтобы найти причинно-следственные связи между социальными фактами с учетом взаимоотношений в обществе между различными группами и индивидами.
Автором книги "Метод социологии" является

В тоталитарных институтах индивиды подвергаются процедурам _________,  направленным на избавление от прежних ролей и навязывание новых ролей


Настоящее открытие социальных групп принадлежит _________ Они сконцентрировали внимание на межличностном взаимодействии - интеракции, поэтому направление, в рамках которого изучались группы называется ____________

Что необходимо для возникновения любой социальной группы


Все организации в силу стандартизации своей деятельности и единства управления в той или иной степени бюррократизированы. Термин "Бюррократия ввел _____ и он означает _________________________






Задание  Т8

Тема 8. Социальная стратификация и мобильность.

Устные ответы и 1 публикация в блоге.

8.1. Социальное неравенство и социальная стратификация.

 

Знать:

·       Понятия «социальная стратификация», «социальное неравенство», «социальная дифференциация»;

·      Исторические типы стратификации;

·      Рабство, кастовая система;

·      Cословная система, классовая система.

 

8.2. Критерии стратификации. Системы стратификации современных обществ.

 

Знать:

·      Критерии стратификации в современном обществе: доход и собственность, власть, престиж, образование;

·      Система стратификации современного западного общества: высший, средний и низший классы;

·      Система стратификации современного российского общества;

·      Особенности формирования высшего, среднего, низшего классов;

·      Базовый социальный слой.

 

8.3. Понятие социального статуса. Виды статусов.

 

Знать:

·      Понятие «социальный статус», виды статусов (предписанный, достигаемый, смешанный);

·      Статусный набор личности;

·      Статусная несовместимость.

 

 

8.4. Социальная мобильность.

 

Знать:

·      Понятие мобильности;

·      Виды мобильности: индивидуальная, групповая, межпоколенная, внутрипоколенная, вертикальная и горизонтальная;

·      Каналы мобильности: доход, образование,  брак, армию, церковь.

 



Письменные задания.

№1
Принципы справедливого общества




















№2
Виды стратификации
Вид
Описание , виды, законы
Пример













№3
Признаки основных антагонистических классов (К. Маркс)
Класс
Капиталист
Рабочий
1.

2.

3.

4.

5.

(письменные ответ).
Насколько данное разделение на классы, сделанной К. Марксом соответствует реальному положению дел сегодняшнего времени. Что такое “революция менеджеров” и как она изменила структуру общества?

№4
Письменный ответ – не более 1/3 страницы.
В книге «Психология народов и масс» Г. Лебон выдвинул представление о «прогрессивной дифференциации  индивидов и рас». Кратко поясните суть теории.


№5
Письменный ответ – не более 1/3 страницы.
П. Сорокин в теории социальной стратификации указывает на наличие неких «сил стратификации и сил выравнивания». Поясните, пожалуйста, как по мнению ученого, эти силы действуют.


№6
Уровни отношения к политике (Р. Даль)
Уровень
Характеристика
Персоны














№7
Классификация политических лидеров  М. Дж. Херманн
Тип лидера
Характеристика
Персоны














№8
Изобразите в виде геометрических фигур социальную структуру индустриального и постиндустриального общества.


№9
Письменный ответ – не более 1/3 страницы.
Перечислите основные каналы социальной мобильности. Дайте характеристику каждому из них.

№10
Задание можно не переписывать

В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной ________________:__________ и _______________, то есть социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной_______________, не говоря уж о других менее важных типах. (П. Сорокин)

Под _____________________________понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

К каналам вертикальной социальной циркуляции П. А. Сорокин относил _______________________________, которые, с одной стороны, отфильтровывают претендентов на более высокое социальное положение, затрудняя тем самым его достижение, с другой стороны, выступая в качестве «социальных лифтов», они поднимают личность «вверх» или опускают «вниз» по социальной лестнице.

В прошлые века основными механизмами восходящей социальной мобильности личности часто выступали __________________________, в настоящее время ведущая роль принадлежит ________________________ и ___________________.

Традиционно основными каналами социальной мобильности называют ________________, ______________, ________________, ________________, _______________.

Изменение личностью своего статуса в сложившейся системе социальной стратификации всегда приводит к социальной …

____________________________ социальная мобильность предполагает изменение социального положения: на более высокое – восходящая социальная мобильность, на более низкое – нисходящая социальная мобильность.

Основными видами социальной мобильности личности признаны. __________________________________. Под ________________социальной мобильностью понимают переход из одной социальной общности в другую при условии сохранения своего основного социального положения.

В современной социологии существуют различные методологические подходы к решению вопроса о сущности, истоках и перспективах социальной стратификации. Представители ________________________ считают причиной стратификации неравное вознаграждение талантливых и способных людей. Они подчеркивают функциональную необходимость стратификации, которая обеспечивает оптимальное функционирование общества, поддерживает социальную активность и инновации.

Задание Т9. 
Тема 9. Социальные изменения и процессы глобализации.

8.1. Концепции и факторы социальных изменений.

Знать:
·      Понятие социальных изменений;
·      Концепции социальной эволюции и революции, теория циклических изменений;
·      Акторы социальных изменений: экономические, политические, социальные, духовные.

8.2. Концепция социального прогресса. Критерии общественного прогресса.

Знать:
·      Понятия: «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция», «реформа»;
·      Идейные и циклические концепции социальной эволюции;
·      Критерии общественного прогресса: экономический, технологический, социальный,
            гуманистический;
·      Неоднозначность общественного прогресса.

1 комментарий:

  1. Г-дин Педро и неговата компанија за заем беше апсолутно одлична за работа. Тој беше исклучително јасен, темелен и трпелив додека ја водеше мојата сопруга и јас низ процесот на позајмување. Тој исто така беше многу навремен и работеше напорно за да се увери дека се е подготвено пред да го затвори заемот.
    Г-дин Педро е службеник за заеми што работи со група инвеститори кои ни помагаат да добиеме средства за да го купиме нашиот нов дом. Можете да контактирате со него ако сакате да добиете заем по прифатлива ниска стапка од 2% RIO   Испратете му е-пошта . pedroloanss@gmail.com

    ОтветитьУдалить