Часть 3. Культура


                    Петр Штопка "Социология. Анализ современного общества". 
Часть 1. "Активность человека". (стр. 41-183)


4.1. Личность как социальный тип.

Знать:
·              Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»;
·              Нормативная личность, модальная личность, идеальная  личность;
·              Теории личности З. Фрейда, Дж. Мида.
         
          4.2. Общность и личность.

Знать:
·              Понятия «социализация», «десоциализация», «ресоциализация»;
·              Этапы социализации;
·              Агенты социализации и институты социализации


         4.3. Личность как деятельный субъект.

Знать:
·        Термины «потребность», «мотив», «интерес», «социальная роль», «ролевое поведение».
·        Ролевые конфликты.


         4.4. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Знать:
·              Определения «общественного мнения» и «гражданского общества»
·              Структурные элементы общественного мнения и факторы, влияющие на его формирование.

Чарльз Маккей "Наиболее распространенные безумства толпы"
Необходимо создать ГУГЛ-документ и открыть доступ к нему в режиме ПРОСМОТРА ВСЕМ желающим. 

В ГУГЛ-документе должно быть указано: 
1. Состав команды (штабы)
2. Обзор статей (не менее пяти) с выходными данными 
2. Данная таблица должна быть заполнена

Команда
                   Тезис/Проблема    
      Выходные данные научных статей (указать электронную ссылку или выложить скан)
Название команды №1

      1.
      2.
      3.
      4.
      5. 



Структура обзора научной публикации
ИМЯ АВТОРА, НАЗВАНИЕ СТАТЬИ, ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ
  • О чем статья? Какую научную проблему исследует автор?
  • Какая цель у автора? Каким образом автор предлагает решить эту проблему?
  • Какие методы/подходы исследования автор использует, чтобы решить проблему?
  • Какие результаты автор получает?
  • Для кого/чего эти результаты значимы? Почему?
  • В чем авторская интерпретация решения проблемы? Какие аргументы он приводит в поддержку своей авторской интерпретации?


Критерии оценки обзора:
Обзор сделан по структуре, которая была Вам дана
0,1-1 баллов
 Аргументация
Содержание обзора правильно отвечает на все вопросы заданной структуры
0,1-1баллов
Аргументация
Обзор написан понятным языком
0,1-1баллов
Аргументация
Общее впечатление от обзора
0,1-1 баллов
Аргументация



Критерии оценки выступления команды (структура):

Раскрытие через научные статьи общей темы группы
0,1 -1 
Актуальность и информативность выбранных статей
0,1-1
Ясность и доступность изложения материала
0,1-1
Оригинальность формы подачи материала
0,1-1





Команда
                   Тезис/Проблема    
      Выходные данные научных статей
Название команды №1

      1.
      2.
      3.
      4.
      5.
      Название команды №2
   
      1.
      2.
      3.
      4.
      5.
      Название команды №3

      1.
      2.
      3.
      4.
      5.
      Название команды №4

      1.
      2.
      3.
     4.
     5.







Тема: «Личность и общество»
САМОКОНТРОЛЬ
(подготовка к контрольной работе)


·        
  Процесс формирования личности. Социальные механизмы формирования личности. Процесс социализации личности. Первичная и вторичная социализация. Агенты социализации. Институты социализации. Средства социализации. Десоциализация. Ресоциализация. Как возникает социальный протес? Что такое неудачная социализация?
·        Понятие «Дивиация». Сущность социального отклонения. Виды девиантного поведения. В чем различие между положительной и отрицательной девиацией?  
·        Основные положения теории Ч. Ломброзо.
·        Синдром «современной личности» А. Инкельс.
·         «Функционально-ролевая теория Р. Мертона и Т. Парсонса.
·        «Символический интернационизм» Дж. Мида.
·        «Теория психоанализа» З. Фрейда.
·        «Теория подражания» Г. Тарда.
·        «Теория социализации» П. Сорокина.
·        «Теория социального действия» М. Вебера.
·        «Теория конфликта» Р. Дарендорфа.
·        «Теория социального обмена» Дж. Хоманса.
·        «Теория солидарности» П. Лаврова.
·        «Аномия». Взгляды Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

Человек

Индивид

Индивидуальность

Личность


Нормативная личность

Модальная личность

Базисный тип личности

Социальный тип личности

Идеальный тип личности


Социализация

Воспитание

Образование

Обучение

Взросление


Инкультурация

Аккультурация

Ассимиляция

Адаптация


Сублимация

Фрустрация

Интериоризация

Экспектации

Идентификация

Рационализация

Cоциабилизация

Десоциализация

Ресоциализация


Социальный статус

Социальные ожидания

Социальная позиция

Социальная роль

Потребность

Мотив


Культура

Культурная норма

Культурный предмет

Культурный запрет

Контркультура

Аксиологический аспект культуры

Народная культура

Массовая культура

Элитарная культура

Нравы



Классификации социальной типологии личности Р. Мертона
Тип
Характеристика
Герой
Конформист
Новатор
Ритуалист
Ретритист
Бунтарь

Символический интеракционизм Дж. Мида
Этапы формирования «зеркального Я»
 «Обобщенный другой»
Имитация


Теория З. Фрейда.
Структура личности
Характеристика
Пример
Ид («Оно»)
Эго («Я»)
Суперэго («Сверх Я»)


Теория «Зеркального Я» Ч. Кули
Стадии формирования «Зеркального Я»
Характеристика
Пример


 Теория подражания Г. Тарда
Механизм (закон) социализации
Характеристика
Пример


П. Сорокин
Механизм процесса социализации
Характеристика
Пример



Теория социального действия М. Вебера
Виды социальных действий
Характеристика
Примеры





ТРИ ИЗМЕРЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ
         Сущность – совокупность свойств, определяющих качественную самотождественность,  т.е. делают человека тем, чем он является.
Прежде чем говорить о сущности человека, нужно убедиться в том, что она есть.
Когда Вас спрашивают о сущности человека, вы должны спросить – а о какой сущности мы будем говорить: об Иване или о типичных чертах русского человека в отличие от португальца, или о типичных чертах человека, отличающего его от собаки?
У каждого человека есть три  обязательных сущности:
1.    Родовая  сущность ( отличие Ивана от собаки)
Совокупность свойств, присущих каждому человеку, что отличает человека от объектов природы. Сущность человека вообще. Мы все разные, различия профессиональные, возрастные, но мы – люди, значит должно быть в нас нечто такое, что классифицирует нас как людей.
2.    Социально – историческая сущность (Иван – Иоанн)
Совокупность типических свойств, отличающих друг от друга людей разных эпох, живущих в разных обществах. Речь идет не о человеке вообще, а о том, чем человек эпохи возрождения отличается от человека Нового времени. Чем японец отличается от португальца, чем милиционер отличается от полицейского, предприниматель от наемного работника и т.д.
3.    Индивидуальная сущность.  (Иван, Петр, Маша)
Свойства, которые определяют качественную самотождественность биологически конкретных людей. Фамилия, имя, отчество, внешность, отпечатки пальцев и т.д..

1. Родовая сущность.
Родовая сущность надисторична, она присуща любому человеку. Где искать родовую сущность? Нас интересуют признаки, которые делают нас людьми.
Есть признаки сущностные и несущественные (специфицирующие)
Человек - это единственное существо с мягкой мочкой уха. Это признак специфицирующий, но не сущностный. Возможен ли поход Наполеона на Россию, если бы у него отсутствовала мочка уха? Ван Гог, отрезавший себе ухо. Он перестал быть Ван Гогом?
         Особенности мочки уха – это несущественный признак человека. А как обнаружить  существенные признаки человека?
Все объекты мира делятся на 2 класса:
1.    Неинформационные  существование которых не связано с целевыми         причинами
2.    Информационные  существование которых связано с целью           Аристотель: Цель – то ради чего делается нечто.
Неинформационные объекты: существенные свойства неинформационных объектов совпадают со свойствами веществ, которые их образуют.
Правило: вещь есть то, из чего она состоит.
Камень лежит на дороге. Это не часть дороги. Что вы о нем можете сказать?
Цвет, форма, масса. Но это все несущественные свойства. А какие свойства камня специфицируют его, отличают от других камней? Если кто- то узнает, что этот камень – гранит, то сразу получаем: удельный вес, температура плавления - существенные свойства этого камня. Существенные свойства камня совпадают  со свойствами вещества, до тех пор, пока кто – то не возьмет камень в руки и не превратит его или в орудие труда, а может и в орудие убийства.
 Вот тогда камень получает социальную прописку.  У камня возникнут свойства информационного объекта. Но суть его не меняется, он как был камнем – гранитом, так им и остался.
Автомобиль. Объект информационный или нет? Конечно неинформационный, но имеющий социальную прописку. У него есть функция - ездить, но это не его собственная цель. Он не может завтра объявить, что увольняется и больше ездить не будет.
         Неинформационные объекты могут получать социальную прописку, приобретать некие свойства информационных объектов, но они не переходят в их разряд.
Шутка на тему.
Советские инженеры перестали разрабатывать умное оружие, после того, как первую умную бомбу не удалось вытолкнуть из самолета.
Почему возникает улыбка? Неинформационному объекту (бомбе) присвоили свойства информационного объекта.

Совершенно очевидно, что человек не относится к категории неинформационных объектов, относится ли он к информационным?
Информационные объекты – объекты, существование которых связано с особым классом причин, которые Аристотель назвал «целевыми».
У всех объектов, в том числе и информационных есть свойства.
1.    Функциональные свойства
2.    Субстрактные  свойства 

Функциональные свойства объектов определяются их назначением, а не свойствами вещества, т.е. внешней целью, средством достижения которых служит данный объект. Функция – это связь между бытием объекта и его назначением.
Правило: вещь то, что она делает. Не то из чего состоит, а что делает.
Кошка. Википедия.
«Кошка – домашнее животное, одно из наиболее популярных (наравне с собакой) «животных-компаньонов».
Функция кошки – сопровождать человека.
Субстрактные свойства объекта  – по латыни субстракт – основа, посредством которой  реализуется данная функция. Одна и та же функция может быть реализована с помощью разных субстратов.
Функция «животное - компаньон» может принадлежать   так же собаке, хорьку.
Наоборот, один и тот же субстрат может использоваться разными функциями.
Кошка как «животное-компаньон»  может ловить мышей, радовать Вас или отравлять Вам жизнь, быть источником заработка.
Теперь  разбираемся  с человеком.
Врач привел Вам двух голых людей. Один инженер- другой поэт. Как определить кто где? (Ответа нет) Усложняем эксперимент - один француз, другой поляк. 
Субстрактный метод подойдет? По свойствам тела отличим француза от поляка?  Нет.
Упрощаем задачу: один русский другой эфиоп? Сумеете по свойству тела отличить? За ответ «черный» – некорректность - на Запад  прозвучит «отчислени»е. Но, и сам  ответ неправильный. Если спросить про субстрактные различия рас – то, да: европеоид, монголоид, негроид. Но, вопрос  не о расах, а об этносах. Крохотного эфиопа отдаем в русскую семью - кто вырастет? А Пушкин? 
         Этничность определяется доминантами мышления и чувствования - культурой. Если думает как русский, чувствует как русский, мы должны считать его русским независимо от цвета кожи.
Субстрактный метод к человеку не подошел. Может функциональный?
Вопрос:  зачем нужен русский и поляк?  Вызывает смех.
Не один из способов, которыми мы классифицировали живую и неживую природу к человеку не подходит.
Человек – это некий объект, который не поддается, ни по субстрактной, ни  функциональной классификации.
Есть некие свойства, которые присуще исключительно человеку.
Субстанциальные свойство - существенные свойства определяются способом самоцельного существования в среде и образом жизни. Это ключевое слово: самоцельность. 
Есть нечто общее между функциональным объектом и субстанциональным – следовать  цели. Но субстанциональные объекты самоцельны – преследуют собственные цели. Это значит, что они не функционируют, а живут.
Что такое жизнь? Сразу всплывает определение Энгельса, заученное в период социализма: жизнь - это способ существования белковых тел. Думаю, что это определение порочно. Если завтра выяснится, что во вселенной есть жизнь на небелковой основе? Субстрактный подход для определения жизни не подходит. Жизнь – это способ самоцельного существования в среде.
Существование стула связано с функцией? Да. Он является предметом для сиденья. Это его собственная цель? Нет. Стул не может объявить себя холодильником.
Субстанциальные  объекты могут иметь внешние – не собственные цели, т.е. способны функционировать, что не отменяет принципа их самоценности.
Отличник, активист, спортсмен Иван. У него далеко идущие цели - хорошая работа, прекрасная семья. Но, у военкома другие планы. И идет наш Иван на год в армию.
Человеку иногда приходится отказываться от собственной цели, но он при этом его самоценность никуда не уходит.
Самоценность – первое что отличает нас как людей от других объектов. И еще второй важный аспект.
Субстанциальным называется качество, способное к самопорождению и самооразвитию.
Что бы понять что такое субанциональное нужно соединить два определения Спиноза + Гегель:
1. Спиноза: «Причина самого себя – субстанция». Акцентировал генетическую сторону. Подобное порождает подобное и порождается подобным. Живое порождается живым и порождает живое.
К вопросу о зарождении жизни.
Ряд концепций допускает зарождение жизни из неживого. Астрофизик Хоил очень образно заметил: «Вероятность возникновения живого из самого сложного неживого равна вероятности самосборки Боинга на свалке».
Замечу: Никто не сказал, что этого не может быть. Однако, на нашем уровне знания вероятность оценивается как крайне маленькая.
2. Гегель: «Субстанция – это единство многообразия и многообразие единства».  Субстанциональные объекты – системы с органическим типом, которые порождают свои части из себя и для себя. Субстанциальные объекты существуют по собственным законам, отличным от среды их существования.
История с тараканом. Тараканы возникают потому что, а не зачем-то. Означает ли это, что у таракана нет целей? Таракан включен в пищевые цепи: его кто-то ест. Он что-то ест, размножается, хочет пить, избегает нашего тапка. Но, эти цели внутренние - генетически заданные. Человеческих, нерефлекторных целей у таракана нет.

Таким образом,  родовая сущность человека – это некий объект, который обладает субстанциональными свойствами: Он порождает подобное и порождается подобным, у него есть самоцель существования в среде и свой образ жизни, который может быть отличным от среды его существования.

13 комментариев:

  1. Индивидуальность человека начинает формироваться с первых лет жизни. По моему мнению, именно детство играет ключевую роль в формировании индивидуальности человека. Общество контролирует и управляет поведением каждого своего члена, начиная с «пелёнок». Через социальные явления и факты родители помогают и научают быть ребенка человеком. Речь идёт о первичной социализации. «Пеленка» в данном высказывании выступает как культурный предмет. А процесс становления социального индивида заключается в освоении культуры. По своей природе культура человеку кажется излишней. Дальнейшая социализация ребенка будет зависеть как раз от тех основ, которые « заложат» ему в детстве. К примеру, банальный навык есть с помощью столовых приборов, а не руками. Если ребенок не будет обладать первичными навыками, то вряд ли дальнейшая социализация будет удачной. Исходя из вышеописанного нельзя не согласиться с высказыванием Шарля Бонделя : «Первая пеленка- это саван его природной индивидуальности».

    ОтветитьУдалить
  2. "Первая пеленка - это саван нашей природной индивидуальности". А ведь правда, наше общество контролирует поведение каждого из нас начиная с самого раннего возраста. Родители учат каждого из нас быть существом социальным, управляя нашим поведением и направляя его в нужное русло. Так как дети на самом раннем этапе своего развития - это "чистая книга" и своими природными повадками больше похожи на животных, наши родители выступают писателями нашей первичной социализации, уча нас фактически всему, как читать, пользоваться теми или иными приборами, правильно говорить, а также и моральным оценкам в том числе. Нельзя не согласится с высказыванием, которое было представлено выше, так как оно в действительности описывает ранний процесс нашей социализации.

    ОтветитьУдалить
  3. Средствами управления поведения являются социальные факты. "Первая пеленка-это саван нашей природной индивидуальности.". Необходимое условие для развития личности - отношение человека и действительности . Социальная среда является фактором психического и личного развития . Основной функцией социальной ситуации развития является обеспечение развития человека и обеспечения наличия определённых свойств. Как раз высказывание Шарля Бонделя показывает нам, что процесс становления психического и личного развития индивида зависит от обеспечения наличия определённых свойств, которые помогут ему в удачной социализации. Поэтому с данным высказыванием невозможно не согласиться.

    ОтветитьУдалить
  4. Шарль Бондель точно описал своей фразой становления человеческой индивидуальности. Ребёнок, как описали мои коллеги выше, "чистый лист", он только вошёл в этот мир и в этот "чистый лист" можно и нужно вписать основы, которые позже вырастят и лягут в основу личности человека. Эти основы дают родители, и они идут от души, что может положительно повлиять на человека, пока не испорченного системой образования. И помочь не просто стать личностью, но и умело войти в социум, стать частью этого целого и развиваться в нём.

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  6. "Первая пеленка ребенка - это саван его природной индивидуальности". (Ш.Бондель)
    Во всех обществах существуют некие уже давно сформированные культурные особенности, общий характер поведения, в котором отражен опыт предыдущих поколений. И когда в обществе появляется его новый представитель, в данном случае ребенок, его изначально приучают к жизни именно в этом обществе, формируя его и выстраивая поведение таким образом, чтобы оно было социально приемлемым. Воспитание манерам общения, этикету, способности к коммуникации – все это есть первые этапы его жизни, первый этап социализации. Таким образом, как верно было замечено моими коллегами выше, «пеленка» есть именно культура и традиции общества, то, что вкладывают в него родители. Природная индивидуальность трансформируется и модифицируется таким образом, чтобы ребенок «вписывался» и соответствовал общности, в которой существует. Это, несомненно, поможет в его дальнейшей социализации. Именно поэтому можно полностью согласиться с высказыванием Ш.Бонделя.

    ОтветитьУдалить
  7. Каждый человек в своей жизни проходит такой этап как детство. Оно очень важно, но не потому что это самое беззаботное время в его жизни, а потому что это временной период, когда человек начинает свой путь в общество. Путем социализации, в ребенке начинает формироваться личность. А помогают этому формированию особые социальные институты (семья,школа,армия,церковь и т.д) Именно они формируют в человеке начальные основы поведения в обществе, наделяют его умениями и социальным опытом. Под воздействием этого опыта природная индивидуальность трансформируется, приспосабливается или вовсе подавляется под натиском социума.
    Шарль Бондель под пеленкой понимает эти самые соц. институты и процесс социализации. Он не просто сравнивает их с саваном, одеждой для покойника. Именно эти институты во многом являются одеждой того, что не может использоваться в полной мере в обществе,и, поэтому может считаться не вполне себе живим качеством человека.

    ОтветитьУдалить
  8. "Первая пеленка - это саван нашей природной индивидуальности", - это высказывание Шарля Бонделя как нельзя кстати отражает состояние современного общества. С самого раннего детства людям буквально навязываются стереотипы и различные традиции. Социальные институты, призванные формировать личность, сейчас скорее обтесывают индивидуальность, превращая еще неокрепшего человека в один из нескольких десятков стандартных шаблонов, требующихся современному обществу, либо государству.Конечно, нельзя уничтожить институты и полностью отринуть существующую систему - на то она и одна из столпов миропорядка. Именно поэтому данное выражение считаю до сих пор абсолютно верным и особенно актуальным.

    ОтветитьУдалить
  9. "Теория конфликта" Р.Дарендорфа

    Ральф Дарендорф внёс большой вклад в разработку теории конфликтной модели общества. Тема конфликта является основной темой в работах Дарендорфа, которая была отражена в его трудах: «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», «Современный социальный конфликт».
    Классовая борьба между представителями буржуазии и пролетариата – основной конфликт. Общество – это постоянно меняющаяся система, отражающая взаимоотношения между социальными группами и классами, которые находятся в конфликте. Ральф Дарендорф считает, что именно конфликты и противоречия дают толчок для развития в дальнейшей жизни.
    Конфликт-это сложное и структурированное явление.

    Суть концепции Ральфа Дарендорфа заключается в следующих аспектах: любое общество в любой момент подвержено изменению; любое общество в любой момент испытывает социальный конфликт; каждый член общества способствует его изменению.

    Дарендорф считает, что вся общественная жизнь – это конфликт, потому что она изменчива. Нет ничего устойчивого в человеческом обществе из-за того, что в нем не существует постоянства.
    Англо-германский социолог утверждает, что тот, кто умеет справиться с конфликтами путём признания и регулирования, берет под свой контроль историю.

    ОтветитьУдалить
  10. "Теория социального действия" М. Вебера:

    Макс Вебер - немецкий социолог, социальный философ, экономист и историк. Создатель теории легитимного господства.

    Вебер считает, что критерий выделения главного в индивидуальном - "отнесение к ценности".

    Ценности бывают:
    нравственные;
    эстетические;
    политические;
    теоретические.

    В теории М. Вебера рассматривается поведение личности в отношении понимания этой личностью своих действий. Эти действия всегда имеют определённый смысл.
    Действие - поведение индивида, имеющее субъективный смысл.

    Виды социального действия:
    1. Целерациональное (использование ожидания предметов внешнего мира как условия/средства для целей).
    2. Ценностно-рациональное (сознательная вера в какую-либо собственную ценность/самоценность.
    3. Аффективное (действие через эмоции, чувства).
    4. Традиционное (действие посредством привычки).

    Основа политической социологии М. Вебера - господство, обозначающее повиновение определённому приказу.

    Виды господства:
    Традиционное (уважение традиций и др.).
    Харизматическое (вера людей в личностные качества лидера).
    Рациональное (подчинение закону).

    ОтветитьУдалить
  11. Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — российско-американский социолог. Рассматривал социологию, как науку о целом, считал, что другие отрасли наук специализируются лишь с одной сферой пространства нашего мира, в отличие от социологии. Он считал, что она изучает поведение людей, живущих в среде себе подобных.

    П. Сорокин рассматривал взаимодействие индивидов, как основную единицу науки. Социального взаимодействие состоит из трех элементов: индивидов (минимум — двух), вступающих в акт, действий и "проводников" этих действий. Взаимодействия подразделяются на антагонистические и солидарные, односторонние и двухсторонние, кратковременные и длительные.

    Социолог присваивал большую роль социальной стратификации, под которой понимал- деление людей на классы в иерархической лестнице. Основу стратификации составляет престиж, материальные блага, власть, образование. Он утверждал, что не существует общества, где все равны и не распределены на классы.
    Питирим Александрович ввел в научный оборот понятие "социальная мобильность". Социальной мобильность- перемещение человека из одной социальной группы в другую; а также исчезновение одних и появление других социальных групп. Есть два вида перемещения: вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность.

    П.Сорокин много говорил о социокультурной динамике. Виды социокультурных систем, периодически сменяющие друг друга: умозрительная, чувственная, идеалистическая, каждая из которых характеризуется своим представлением о мире и способе его познания. Социолог предполагал, что каждая социальная система является неповторимой, уникальной. Имеет периоды: зарождения, расцвета и упадка.

    ОтветитьУдалить