четверг, 2 ноября 2017 г.

Три измерения человеческой сущности

ТРИ ИЗМЕРЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ
         Сущность – совокупность свойств, определяющих качественную самотождественность,  т.е. делают человека тем, чем он является.
Прежде чем говорить о сущности человека, нужно убедиться в том, что она есть.
Когда Вас спрашивают о сущности человека, вы должны спросить – а о какой сущности мы будем говорить: об Иване или о типичных чертах русского человека в отличие от португальца, или о типичных чертах человека, отличающего его от собаки?


У каждого человека есть три  обязательных сущности:
1.    Родовая  сущность ( отличие Ивана от собаки)
Совокупность свойств, присущих каждому человеку, что отличает человека от объектов природы. Сущность человека вообще. Мы все разные, различия профессиональные, возрастные, но мы – люди, значит должно быть в нас нечто такое, что классифицирует нас как людей.
2.    Социально – историческая сущность (Иван – Иоанн)
Совокупность типических свойств, отличающих друг от друга людей разных эпох, живущих в разных обществах. Речь идет не о человеке вообще, а о том, чем человек эпохи возрождения отличается от человека Нового времени. Чем японец отличается от португальца, чем милиционер отличается от полицейского, предприниматель от наемного работника и т.д.
3.    Индивидуальная сущность.  (Иван, Петр, Маша)
Свойства, которые определяют качественную самотождественность биологически конкретных людей. Фамилия, имя, отчество, внешность, отпечатки пальцев и т.д..

1. Родовая сущность.
Родовая сущность надисторична, она присуща любому человеку. Где искать родовую сущность? Нас интересуют признаки, которые делают нас людьми.
Есть признаки сущностные и несущественные (специфицирующие)
Человек - это единственное существо с мягкой мочкой уха. Это признак специфицирующий, но не сущностный. Возможен ли поход Наполеона на Россию, если бы у него отсутствовала мочка уха? Ван Гог, отрезавший себе ухо. Он перестал быть Ван Гогом?
         Особенности мочки уха – это несущественный признак человека. А как обнаружить  существенные признаки человека?
Все объекты мира делятся на 2 класса:
1.    Неинформационные  существование которых не связано с целевыми         причинами
2.    Информационные  существование которых связано с целью           Аристотель: Цель – то ради чего делается нечто.
Неинформационные объекты: существенные свойства неинформационных объектов совпадают со свойствами веществ, которые их образуют.
Правило: вещь есть то, из чего она состоит.
Камень лежит на дороге. Это не часть дороги. Что вы о нем можете сказать?
Цвет, форма, масса. Но это все несущественные свойства. А какие свойства камня специфицируют его, отличают от других камней? Если кто- то узнает, что этот камень – гранит, то сразу получаем: удельный вес, температура плавления - существенные свойства этого камня. Существенные свойства камня совпадают  со свойствами вещества, до тех пор, пока кто – то не возьмет камень в руки и не превратит его или в орудие труда, а может и в орудие убийства.
 Вот тогда камень получает социальную прописку.  У камня возникнут свойства информационного объекта. Но суть его не меняется, он как был камнем – гранитом, так им и остался.
Автомобиль. Объект информационный или нет? Конечно неинформационный, но имеющий социальную прописку. У него есть функция - ездить, но это не его собственная цель. Он не может завтра объявить, что увольняется и больше ездить не будет.
         Неинформационные объекты могут получать социальную прописку, приобретать некие свойства информационных объектов, но они не переходят в их разряд.
Шутка на тему.
Советские инженеры перестали разрабатывать умное оружие, после того, как первую умную бомбу не удалось вытолкнуть из самолета.
Почему возникает улыбка? Неинформационному объекту (бомбе) присвоили свойства информационного объекта.

Совершенно очевидно, что человек не относится к категории неинформационных объектов, относится ли он к информационным?
Информационные объекты – объекты, существование которых связано с особым классом причин, которые Аристотель назвал «целевыми».
У всех объектов, в том числе и информационных есть свойства.
1.    Функциональные свойства
2.    Субстрактные  свойства 

Функциональные свойства объектов определяются их назначением, а не свойствами вещества, т.е. внешней целью, средством достижения которых служит данный объект. Функция – это связь между бытием объекта и его назначением.
Правило: вещь то, что она делает. Не то из чего состоит, а что делает.
Кошка. Википедия.
«Кошка – домашнее животное, одно из наиболее популярных (наравне с собакой) «животных-компаньонов».
Функция кошки – сопровождать человека.
Субстрактные свойства объекта  – по латыни субстракт – основа, посредством которой  реализуется данная функция. Одна и та же функция может быть реализована с помощью разных субстратов.
Функция «животное - компаньон» может принадлежать   так же собаке, хорьку.
Наоборот, один и тот же субстрат может использоваться разными функциями.
Кошка как «животное-компаньон»  может ловить мышей, радовать Вас или отравлять Вам жизнь, быть источником заработка.
Теперь  разбираемся  с человеком.
Врач привел Вам двух голых людей. Один инженер- другой поэт. Как определить кто где? (Ответа нет) Усложняем эксперимент - один француз, другой поляк. 
Субстрактный метод подойдет? По свойствам тела отличим француза от поляка?  Нет.
Упрощаем задачу: один русский другой эфиоп? Сумеете по свойству тела отличить? За ответ «черный» – некорректность - на Запад  прозвучит «отчислени»е. Но, и сам  ответ неправильный. Если спросить про субстрактные различия рас – то, да: европеоид, монголоид, негроид. Но, вопрос  не о расах, а об этносах. Крохотного эфиопа отдаем в русскую семью - кто вырастет? А Пушкин? 
         Этничность определяется доминантами мышления и чувствования - культурой. Если думает как русский, чувствует как русский, мы должны считать его русским независимо от цвета кожи.
Субстрактный метод к человеку не подошел. Может функциональный?
Вопрос:  зачем нужен русский и поляк?  Вызывает смех.
Не один из способов, которыми мы классифицировали живую и неживую природу к человеку не подходит.
Человек – это некий объект, который не поддается, ни по субстрактной, ни  функциональной классификации.
Есть некие свойства, которые присуще исключительно человеку.
Субстанциальные свойство - существенные свойства определяются способом самоцельного существования в среде и образом жизни. Это ключевое слово: самоцельность. 
Есть нечто общее между функциональным объектом и субстанциональным – следовать  цели. Но субстанциональные объекты самоцельны – преследуют собственные цели. Это значит, что они не функционируют, а живут.
Что такое жизнь? Сразу всплывает определение Энгельса, заученное в период социализма: жизнь - это способ существования белковых тел. Думаю, что это определение порочно. Если завтра выяснится, что во вселенной есть жизнь на небелковой основе? Субстрактный подход для определения жизни не подходит. Жизнь – это способ самоцельного существования в среде.
Существование стула связано с функцией? Да. Он является предметом для сиденья. Это его собственная цель? Нет. Стул не может объявить себя холодильником.
Субстанциальные  объекты могут иметь внешние – не собственные цели, т.е. способны функционировать, что не отменяет принципа их самоценности.
Отличник, активист, спортсмен Иван. У него далеко идущие цели - хорошая работа, прекрасная семья. Но, у военкома другие планы. И идет наш Иван на год в армию.
Человеку иногда приходится отказываться от собственной цели, но он при этом его самоценность никуда не уходит.
Самоценность – первое что отличает нас как людей от других объектов. И еще второй важный аспект.
Субстанциальным называется качество, способное к самопорождению и самооразвитию.
Что бы понять что такое субанциональное нужно соединить два определения Спиноза + Гегель:
1. Спиноза: «Причина самого себя – субстанция». Акцентировал генетическую сторону. Подобное порождает подобное и порождается подобным. Живое порождается живым и порождает живое.
К вопросу о зарождении жизни.
Ряд концепций допускает зарождение жизни из неживого. Астрофизик Хоил очень образно заметил: «Вероятность возникновения живого из самого сложного неживого равна вероятности самосборки Боинга на свалке».
Замечу: Никто не сказал, что этого не может быть. Однако, на нашем уровне знания вероятность оценивается как крайне маленькая.
2. Гегель: «Субстанция – это единство многообразия и многообразие единства».  Субстанциональные объекты – системы с органическим типом, которые порождают свои части из себя и для себя. Субстанциальные объекты существуют по собственным законам, отличным от среды их существования.
История с тараканом. Тараканы возникают потому что, а не зачем-то. Означает ли это, что у таракана нет целей? Таракан включен в пищевые цепи: его кто-то ест. Он что-то ест, размножается, хочет пить, избегает нашего тапка. Но, эти цели внутренние - генетически заданные. Человеческих, нерефлекторных целей у таракана нет.

Таким образом,  родовая сущность человека – это некий объект, который обладает субстанциональными свойствами: Он порождает подобное и порождается подобным, у него есть самоцель существования в среде и свой образ жизни, который может быть отличным от среды его существования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий