Методы социологических исследований



План работы.


Практическое занятие №1 
1. Изучить материалы. 

Как составить анкету?




План действий

2. Обсудить и выбрать общую тему социологического исследования на группу (большие группы - ДО, НО, ДОНО и др)
3. Сформировать проектные группы и прислать мне список и название группы в формате exele на общую почту.


                                                        Практическое занятие №2

1. Сформулировать гипотезу в рамках общей темы группы. 
2. Составить проект анкеты. 
План действий
3. Принести на занятие проект анкеты в формате exele (на флешке)
4. Принести на занятие распечатанные анкеты в количестве = количество проектных групп + Феоктистовой.



Задание: Вы получили вот такое письмо от заказчика. Необходимо выполнить задание. 

Доброе утро! 
Сразу к делу. Задача - разработать анкету для уличного опроса в декабре этого года с целью выявления настроения жителей, степени доверия тому или иному уровню власти, выявления лидеров общественного мнения на данной территории. Была предложена анкета Диагностического бюро АМР, но как-то сомнительно, что на улице можно с человеком говорить 40 минут в декабре. Если есть какие-то образцы анкет, сбрось, пожалуйста. Сейчас речь идет не о самом опросе, а только об анкете. 
Большое спасибо. 

Предложенный вариант анкеты

37 комментариев:

  1. К сожалению, сама формулировка вопроса является неявной, причём с чисто логической точки зрения. Почему это так важно? Конечно, не потому, что я недавно готовил выступление по Зиновьеву, а потому, изложенное в анкете понимание этих вопросов должно будет пройти логический контроль (взято из документа про составление анкеты).
    Что же делать? Выдвинем гипотезу, что данные вопросы касаются, преимущественно, политики (что было бы наиболее очевидным).
    Общая оценка
    Критерии и оценка:
    Размер - довольно объёмная. Оптимальным вариантом был бы опрос на 8-9 вопросов, занимающий 15-20 минут, учитывая сезон его проведения;
    Компоновка по сложности - принцип перехода от простых вопросов в начале к сложным в середине и простым в конце был, в целом, соблюден;
    Переключатели внимания – составитель(-и) имел(-и) своеобразные представления на этот счёт. Возможно, просто экономили время.
    Верстка и графическое оформление – мелкий шрифт (11), опечатки, пропуски слов;
    Конкретно по вопросам: 6. Не знаю, как понимали рейтинг губернатора составители опроса и сами респонденты. Мы в данном случае не можем установить, какую информацию даёт ответ на этот вопрос;
    18. несоответствие формы ответов форме вопроса (-в какой сфере вы работаете? -бюджетник, врач), хотя люди и так поймут.

    Вот наш частичный анализ. Дальнейшие выводы стоит делать на основании пилотажного опроса.

    ОтветитьУдалить
  2. На наш взгляд, анкета имеет ряд своих недостатков. Учитывая погодные условия, нужно сократить количество вопросов до минимума, оставив самые четкие и важные вопросы. Также, должны остаться только вопросы, которые не предполагают развернутого ответа. Таблицы будут сложны для восприятия на улице людьми физически, так как информации в них много и написана она очень мелко. Хотелось бы отметить 9 вопрос - предложенные проблемы различных сфер на страницу стоит сократить до названия сферы, например: « проблемы ЖКХ» без уточнения какой именно спецификой они обладают. Итак, можно сделать вывод, что данная анкета будет не эффективна и сложна в восприятии людей из-за своего объема, опечаток, оформления, загруженности информацией.

    ОтветитьУдалить
  3. Рассмотрев предложенную анкету, можно сказать, что она имеет ряд недостатков. Учитывая среднюю температуру в декабре в нашем регионе, которая в это время года за редкими исключениями, не поднимается выше -1 градуса, нужно сократить количество вопросов. Оптимальным был бы опрос, состоящий из 8-10 вопросов, который занимал не больше 10-12 минут. Так же качательно 9 вопроса. Предложенные проблемы в различных сферах, стоит сократить, оставив исключительно название проблемы без детального уточнения специфики проблемы. Стоит отметить, что мелкий шрифт, опечатки, пропуски слов, так же затруднят опрос. Вывод: предложенная анкета будет сложна для восприятия людей и неэффективна.

    ОтветитьУдалить
  4. Исходя из предложенной нам анкеты мы видим,что она имеет множество недоработок. Во-первых,на улице декабрь месяц и мало кто остановится ,чтобы ответить на вопросы анкеты. Во-вторых,даже если и найдутся те,кто все таки остановится ,то их желание ответить на вопросы тут же исчезнет ,когда они увидят сколько вопросов в анкете. В-третьих,шрифт слишком мелкий для нормального прочтения и восприятия вопросов. Также имеются таблицы, в которых людям будет тяжело разобраться ,так как информации много ,а шрифт мелкий и погодные условия не располагают к долгому обдумыванию. Исходя из всего этого мы понимаем ,что данная анкета не подходит для опроса людей,так как имеет ряд недоработок. Нужно провести работу и устранить ошибки ( уменьшить количество вопросов ,доработав их, и изменить таблицы или же убрать их совсем,так как такая анкета займёт как минимум 30 минут ,а люди столько времени ,да и тем более в такое время года,терять не будут).

    ОтветитьУдалить
  5. Не думаю, что в декабре, в мороз, я захотел бы долго стоять и отвечать на этот длинный перечень вопросов и ответов. Нужно бы сократить количество вопросов и соответственно ответов, чтобы ответ на них занял 4-5 минут. Обязательно нужно поработать над оформлением, маленькие шрифт просто не читабелен в такую погоду.Остальные помарки в виде опечаток, пропусков слов, формулировок вопросов тоже нужно устранить.

    ОтветитьУдалить
  6. Предложенный вариант анкеты является таким опросом, на который людям не захочется тратить свое время не только в зимний период, но и вообще в любой другой. Количество пунктов необходимо сократить до 15-20 максимум, делать формулировки четче, без открытых вопросов и множества вариантов ответов. Мелкий шрифт, скачущий стиль оформления и таблицы режут глаз и не дадут респонденту сосредоточиться на сути вопросов. Структуру анкеты желательно изменить, поскольку, например, пункт "социально-демографические характеристики" обычно вносятся в начало анкеты в "паспортичку".
    Также, как отметили мои коллеги выше, необходимо поработать над опечатками, помарками, что существенно упростит не только работу интервьюера, но и восприятие респондента.


    ОтветитьУдалить
  7. группа ОМО-111, команда "Community", Кабанов Николай Петрович, Акимова Лолита Сергеевна, Валиновская Кристина Юрьевна,Демидов Евгений Андреевич,Затравкин Глеб Вячеславович
    Итоги логического контроля анкеты

    В ходе логического контроля представленной анкеты было выявлено несоответствие необходимым критериям составления.
    Не выполнены два основных параметра социологической анкеты: правильность формулировки вопросов; правильность компоновки всей анкеты, её композиция. Таким образом, данная социологическая анкета требует указания на ФИО, телефон и адрес респондента, что не является обязательным условием анкетирования; во вступлении (обращение к респонденту) не излагается тема,
    цели, задачи опроса и называние организации, проводящей его; не соблюдается принцип расположения вопросов от наиболее простых в начале к наиболее сложным в середине и простым в конце, «переключатели внимания» респондента не сопровождаются делением вопросов на блоки.
    Проведение логического контроля показало, что данная анкета не может быть использована для проведения социологического опроса ввиду некорректного оформления.

    ОтветитьУдалить
  8. Данная анкета не подходит для опроса жителей на улице по следующим причинам:
    во-первых, не указана тема опроса, неправильное распределение вопросов(первые вопросы должны заинтересовать респондента, а трудные и личные вопросы оставить напоследок), во-вторых, большое количество информации, присутствие таблиц и открытых вопросов-создают нежелание учавствовать в опросе, в-третьих, в 18-ом пункте не соответствуют варианты ответов с данной трактовкой вопроса.
    Вывод: для простоты и эффективности данной анкеты нужно изменить порядок постановления вопросов, исправить орфографические ошибки, убрать излишнюю информацию для качественного восприятия информации.

    ОтветитьУдалить
  9. Данная анкета не соответствует ряду требованиям необходимым для проведения качественного социологического опроса.
    Отсутствует введение, тема и задача опроса, на что направлено исследование, инструкция по заполнению анкеты, не указана организация, проводящая опрос
    Не соблюдено условие понятности вопросов и простоты предложенных ответов. Вопросы сформулированы достаточно сложно для слухового восприятия, а варианты ответов слишком детализированы. Например, вопрос 7 требует перечисления многих губернаторских инициатив и получения ответа по каждой инициативе. Вопрос 4 построен очень не конкретно: формулировка «ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ТУ ИЛИ ДРУГУЮ СТОРОНУ» не допустима. Вопрос 9 перегружен разделами (ЖКХ, дороги, образование и т.д) и по каждому разделу предлагается целый список вариантов ответов.
    Для повышения эффективности опроса следует вначале определить его цель, упростить формулировки и уменьшить детализацию вариантов ответов ,что особенно важно для уличного анкетирования.

    ОтветитьУдалить
  10. Группа ОМО-112 команда "Комета": Афанасьев Вячеслав Иванович, Кузнецов Фёдор Васильевич, Чепрасов Павел Владимирович, Щербакова Мария Александровна.
    Логический контроль анкеты показал, что:
    1) Отсутствуют чётко поставленные цель и задачи данного исследования.
    2) Нарушена структура блока «паспортички», так как вопросы разделены на две части, расположенные в начале и в конце опросника.(1-2,17-18)
    А) В вопросе №2 следует изменить градацию возраста респондентов для более детального анализа, а в вопросе №18 следует увеличить количество вариантов ответа, добавив ещё два: служащие банковских организаций и ИП.
    3) Имеются вопросы, превышающие компетенции респондентов (4,7,10,11)
    4) Имеются вопросы, превышающие возможности памяти опрашиваемых (7,10)
    5) Присутствуют нарушения в графическом оформлении анкеты: ошибки, пропуски букв, слов в вопросах, переносы ответов на другую страницу и т.п. (7,8,12)
    6) Отсутствует видимое разделение на смысловые блоки, на которое респондент должен обратить внимание.
    7) Имеется вопрос перегруженный вариантами ответа (9)
    8) Имеется скопление однотипных вопросов(9,15,16)
    9) Имеется вопрос с логическим несоответствием в смысле формулировки вопроса(4,6)
    Итог: анкета требует доработки в плане изменения формулировки и последовательности вопросов, исправления орфографии, графического оформления, постановлении целей и задач анкетирования. Также в связи с условиями проведения анкетирования рекомендуется сократить количество поставленных вопросов.

    ОтветитьУдалить
  11. Проанализировав анкету мы обнаружили в ней некоторые недочёты : 1.Учитывая среднею температуру в декабре, будут складываться не комфортные условия и есть вероятность того, что ни кто не захочет остановиться. 2. Количество вопросов нужно уменьшить, потому что вопросов должно быть 8-10. 3. Оформление самой анкеты, шрифт маленький, неудобный для восприятия и понимания вопроса, пропуски в вопросах и ошибки, наличие таблиц усложняет восприятие материала, и тем самым увеличивает время опроса. 4. Нужно поработать над структурой: некоторые вопросы из паспортички перешли в сам опрос, так же нужно исключить некоторые вопросы: к примеру, ФИО и телефон не обязательно спрашивать.
    Учитывая все выше сказанное, хотелось бы сделать вывод: анкета не пригодна для проведения опроса и требует доработок.
    Комментарий группы «Юные Гейгеры» Першикова Анна Юрьевна, Ксенжепольская Анастасия Игоревна, Губарева Диана Владимировна, Ашмарина Ксения Дмитриевна. Студентки группы ОМО-112 РУТ(МИИТ)

    ОтветитьУдалить
  12. Следуя определенным критериям составления анкеты,предложенный вариант не соответсвует нескольким из них.
    Не прослеживается четко поставленной темы,цели и задачи исследования.
    Если говорить о последовательности вопросов,то она тоже нарушена. Проводить социально-демографическую характеристику респондентов стоит в начале анкеты.
    В 18 вопросе допущена ошибка,касающаяся соответствия между ответом и вопросом.
    Также необходимо обратить внимание на количество вопросов. В данной ситуации,нам предложено уличное анкетирование в декабре.Это означает,что количество вопросов превышает допустимое. Для такой анкеты необходимо 7-9 вопросов.
    Нужно обратить внимание на орфографию и ошибки,допущенные в анкете.
    В итоге,хочу сказать,что данная анкета явно нуждается в доработке,исправлении постановки вопросов и орфографии.По-моему,это довольно сырой вариант,в котором допущен ряд ошибок,которые не должны присутствовать при составлении анкеты.

    ОтветитьУдалить
  13. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  14. Научно-исследовательский центр "Славяне" провел анализ предложенной анкеты и пришел к следующим выводам:
    -Объем анкеты слишком большой, а вопросы плохо сформулированы. Исследование будет проводиться в декабре, мало кто согласится стоять на холоде 40 минут и отвечать на сложные, развернутые вопросы вопросы. Следует оставить 7-10 переработанных, лаконичных, четких вопросов по теме.
    -Структура анкеты. Нарушена принятая последовательность вопросов по сложности, не указана тема и цель опроса, вопросы, которые следует отнести к паспортичке, разбросаны по всему опросу, много ненужных и сложных для восприятия таблиц, слишком мелкий шрифт.
    -Графическая составляющая. Она просто ужасная ! Орфографические ошибки, непропечатанные слова и буквы, переносы со страницы на страницу.
    Мы пришли к мнению, что данная анкета непригодна, ее следует изменить, а еще лучше - сделать с нуля и качественно.

    ОтветитьУдалить
  15. Группа НОДО1. Команда "Исследователи": Каленчук Софья, Бартош Лидия, Горнович Анастасия, Петухова Александра, Хомякова Дарья.
    Проанализировав предложенную анкету можно сделать вывод, что она составлена некорректно, особенно для такого времени года как зима. Анкета имеет большое количество минусов такие как:
    - Использован не совсем четкий шрифт;
    - Должно быть для зимы примерно 10 вопросов;
    - В начале вставлены вопросы,которые относятся к паспортички,обычно ее размещают в конце,для зимы, возможно,не уместна и сама паспортичка;
    - Не точно сформулирована тема,нет цели и задач и того ,как заполнять анкету;
    - Имеются очень сложные вопросы,которые требуют длительного времени для раздумий и ответа(например,5,7,9,11);
    - Использованы сложные слова,которые не всем людям будут понятны и есть опечатки;
    Нет определенного перехода от простого к сложному,от сложному к простому,все перемешано.
    Также есть небольшое количество плюсов:
    - 3,4,6 вопрос удобные для зимнего времени года,имеют несколько вариантов ответов,что позволяет респонденту меньше затратить время.
    - Есть пункт "затрудняюсь ответить" в некоторых вопросах, что может позволить респонденту уйти от ответа, если он на него не может ответить.
    В итоге можно сделать вывод, что данная анкета не будет актуальна и мало кто захочет тратить на нее свое личное время тем более зимой.

    ОтветитьУдалить
  16. Группа НОДО1.
    Команда «Окружены, но не сломлены»
    Павлова Софья, Шакурская Валерия, Стародубцева Екатерина, Толубаева Евгения
    Наша команда пришла к выводу, что анкета не подходит для проведения опроса и требует доработки, в лучшем случае сделать заново, так как:
    -при холодной погоде в декабре, мало кто остановится, чтобы пройти опрос. Те люди, которые захотят ответить на вопросы из анкеты, после того когда они увидят сколько вопросов предоставлено, у них пропадет желание отвечать. (Оставить максимум 10 вопросов)
    -так же затрудняет опрос: мелкий шрифт, пропущенные слова и опечатки.
    -в анкете имеются таблицы, по нашему мнению, сложно будет воспринимать информацию учитывая погодные условия.
    -очень длинные вопросы, люди не захотят тратить свое время на то, чтобы вникнуть и прочитать вопрос, мы считаем, что нужно сократить вопросы, сделать их короче и четче.
    -мы заметили, что некоторые вопросы перегружены вариантами ответов.
    -в некоторых вопросах присутствуют такие слова, которые будут понятны не всем людям.

    ОтветитьУдалить
  17. Информационное сообщение на тему: «как я стал социологом»
    На занятиях по социологии мы изучали много тем: начиная от истории возникновения социологии и заканчивая современным миром, его этапами и перспективами развития.
    Наши занятия строились очень интересным образом: мы работали в командах, где был важен абсолютно каждый участник. Благодаря такому построению лекции мы учились слышать и слушать друг друга, понимать мысли коллег и обобщать их в общем виде.
    На одном из занятий нам было предложено интересное задание – составление анкеты на социальную тему. Казалось бы, в чем трудность выбрать тему и подобрать соответствующие вопросы к ней? Но оказалось не все так просто! Большое количество проблем, существующих в социологии, долго не позволяли нам подобрать тематику анкетирования, с которой хотели бы поработать и разобраться все.
    Но эта трудность была успешно решена: мы все пришли к одному мнению и успешно вывели общую проблематику, на которую будем опираться, разрабатывая анкеты.
    Мозговой штурм, подбор нужного материала, обсуждение и составление вопросов для анкеты – следующий этап, который ждал нас в командах. Мне очень повезло: у каждого участника группы были свои идеи и волнующие моменты, которые он выдвигал для будущей анкеты. Тем самым подобрать вопросы оказалось не так уж сложно.
    Однако небольшая трудность возникла именно при первой презентации: мы поняли, что точность и корректность формулировок очень важны, именно от этого зависит правильность понимания вопроса, а, следовательно, и данные, полученные на выходе.
    Тут опять сыграла роль командная работа: выслушав замечания, мы тут же быстро все исправили, и приступили к новому этапу нашей работы – проведению анкетирования.
    В анкете мы выдвинули гипотезу, которую должны были проверить в конце исследования. Среди опрашиваемых людей были родные и близкие. Я, как начинающий социолог, проводила опрос родителям, бабушкам и дедушкам. Проводя тестирование, я заметила насколько отличаются варианты ответов опрашиваемых, в зависимости от возраста. Так, например, на вопрос: «Педагог Вашего ребенка разместил в социальных сетях фотографии с прошедшего праздника. Ваша реакция?» родители ответили положительно, что не скажешь про представителей более старшего поколения, которые считают такое поведение педагога неприемлемым.
    Разницу в вариантах ответа опрашиваемых я так же заметила исходя из такого критерия, как возраст: молодое поколение считает нормой то, что педагог в социальных сетях может вести себя так, как хочет именно он. Опрашиваемые, старше 31 года, уже считают иначе, придерживаясь некого стереотипа о правильности педагога для школьников.
    Составляя общую анкету от своей группы и совмещая в ней все полученные данные, я с интересом наблюдала за всеми ответами испытуемых, ведь, действительно, проблема педагога на просторах интернета, поднятая в нашем исследовании, очень актуальна в настоящее время.
    В заключение я хотела бы отметить, гипотеза нашего исследования успешно подтвердилась: российское общего не готово к открытости личной жизни педагога.

    ОтветитьУдалить
  18. Информационное сообщение на тему: «как я стал социологом»
    На занятиях по социологии мы изучали много тем: начиная от истории возникновения социологии и заканчивая современным миром, его этапами и перспективами развития.
    Наши занятия строились очень интересным образом: мы работали в командах, где был важен абсолютно каждый участник. Благодаря такому построению лекции мы учились слышать и слушать друг друга, понимать мысли коллег и обобщать их в общем виде.
    На одном из занятий нам было предложено интересное задание – составление анкеты на социальную тему. Казалось бы, в чем трудность выбрать тему и подобрать соответствующие вопросы к ней? Но оказалось не все так просто! Большое количество проблем, существующих в социологии, долго не позволяли нам подобрать тематику анкетирования, с которой хотели бы поработать и разобраться все.
    Но эта трудность была успешно решена: мы все пришли к одному мнению и успешно вывели общую проблематику, на которую будем опираться, разрабатывая анкеты.
    Мозговой штурм, подбор нужного материала, обсуждение и составление вопросов для анкеты – следующий этап, который ждал нас в командах. Мне очень повезло: у каждого участника группы были свои идеи и волнующие моменты, которые он выдвигал для будущей анкеты. Тем самым подобрать вопросы оказалось не так уж сложно.
    Однако небольшая трудность возникла именно при первой презентации: мы поняли, что точность и корректность формулировок очень важны, именно от этого зависит правильность понимания вопроса, а, следовательно, и данные, полученные на выходе.
    Тут опять сыграла роль командная работа: выслушав замечания, мы тут же быстро все исправили, и приступили к новому этапу нашей работы – проведению анкетирования.
    В анкете мы выдвинули гипотезу, которую должны были проверить в конце исследования. Среди опрашиваемых людей были родные и близкие. Я, как начинающий социолог, проводила опрос родителям, бабушкам и дедушкам. Проводя тестирование, я заметила насколько отличаются варианты ответов опрашиваемых, в зависимости от возраста. Так, например, на вопрос: «Педагог Вашего ребенка разместил в социальных сетях фотографии с прошедшего праздника. Ваша реакция?» родители ответили положительно, что не скажешь про представителей более старшего поколения, которые считают такое поведение педагога неприемлемым.
    Разницу в вариантах ответа опрашиваемых я так же заметила исходя из такого критерия, как возраст: молодое поколение считает нормой то, что педагог в социальных сетях может вести себя так, как хочет именно он. Опрашиваемые, старше 31 года, уже считают иначе, придерживаясь некого стереотипа о правильности педагога для школьников.
    Составляя общую анкету от своей группы и совмещая в ней все полученные данные, я с интересом наблюдала за всеми ответами испытуемых, ведь, действительно, проблема педагога на просторах интернета, поднятая в нашем исследовании, очень актуальна в настоящее время.
    В заключение я хотела бы отметить, гипотеза нашего исследования успешно подтвердилась: российское общего не готово к открытости личной жизни педагога.

    ОтветитьУдалить
  19. Информационное сообщение на тему: «как я стал социологом»
    На занятиях по социологии мы изучали много тем: начиная от истории возникновения социологии и заканчивая современным миром, его этапами и перспективами развития.
    Наши занятия строились очень интересным образом: мы работали в командах, где был важен абсолютно каждый участник. Благодаря такому построению лекции мы учились слышать и слушать друг друга, понимать мысли коллег и обобщать их в общем виде.
    На одном из занятий нам было предложено интересное задание – составление анкеты на социальную тему. Казалось бы, в чем трудность выбрать тему и подобрать соответствующие вопросы к ней? Но оказалось не все так просто! Большое количество проблем, существующих в социологии, долго не позволяли нам подобрать тематику анкетирования, с которой хотели бы поработать и разобраться все.
    Но эта трудность была успешно решена: мы все пришли к одному мнению и успешно вывели общую проблематику, на которую будем опираться, разрабатывая анкеты.
    Мозговой штурм, подбор нужного материала, обсуждение и составление вопросов для анкеты – следующий этап, который ждал нас в командах. Мне очень повезло: у каждого участника группы были свои идеи и волнующие моменты, которые он выдвигал для будущей анкеты. Тем самым подобрать вопросы оказалось не так уж сложно.
    Однако небольшая трудность возникла именно при первой презентации: мы поняли, что точность и корректность формулировок очень важны, именно от этого зависит правильность понимания вопроса, а, следовательно, и данные, полученные на выходе.
    Тут опять сыграла роль командная работа: выслушав замечания, мы тут же быстро все исправили, и приступили к новому этапу нашей работы – проведению анкетирования.
    В анкете мы выдвинули гипотезу, которую должны были проверить в конце исследования. Среди опрашиваемых людей были родные и близкие. Я, как начинающий социолог, проводила опрос родителям, бабушкам и дедушкам. Проводя тестирование, я заметила насколько отличаются варианты ответов опрашиваемых, в зависимости от возраста. Так, например, на вопрос: «Педагог Вашего ребенка разместил в социальных сетях фотографии с прошедшего праздника. Ваша реакция?» родители ответили положительно, что не скажешь про представителей более старшего поколения, которые считают такое поведение педагога неприемлемым.
    Разницу в вариантах ответа опрашиваемых я так же заметила исходя из такого критерия, как возраст: молодое поколение считает нормой то, что педагог в социальных сетях может вести себя так, как хочет именно он. Опрашиваемые, старше 31 года, уже считают иначе, придерживаясь некого стереотипа о правильности педагога для школьников.
    Составляя общую анкету от своей группы и совмещая в ней все полученные данные, я с интересом наблюдала за всеми ответами испытуемых, ведь, действительно, проблема педагога на просторах интернета, поднятая в нашем исследовании, очень актуальна в настоящее время.
    В заключение я хотела бы отметить, гипотеза нашего исследования успешно подтвердилась: российское общего не готово к открытости личной жизни педагога.

    ОтветитьУдалить
  20. Информационное сообщение на тему: «Как я стала социологом».
    Мое путешествие в мир социологии началось довольно стремительно. Большое количество заданий, которые мы получили практически сразу, не способствовало появлению интереса к данной науке, но одно задание изменило всё…
    А вот исследование, над которым мы начали работать, оказалось настолько захватывающим, что мне было трудно оторваться от него. Сначала я со своей командой начала выбирать тему. Мы долго и скрупулёзно искали тему, которая была бы интересна всем нам, но также была бы актуальна и для других людей. Выбор пал на изучение мнения людей относительно школьной формы. Эта тема на протяжении уже многих лет является больной темой, как для родителей, так и для детей, педагогов и школьной администрации. Следующей проблемой оказалась формулировка гипотезы. Это было то еще испытание, так как было множество вариантов, но ни один из них не подходил. Мы постоянно меняли наши гипотезы, перефразировали их, но когда пришло время озвучить выбранный вариант, то оказалось, что он всё-таки содержит ряд ошибок. Но данный факт не погасил моего интереса к данному исследованию. Наоборот, во мне появился азарт сделать все правильно в дальнейшем. Но этому не суждено было сбыться, ибо я только учусь быть социологом. При составлении анкеты мы опять сделали неимоверное количество ошибок: подбор правильных слов, порядок вопросов, варианты ответов и многое другое. Вспоминая, сколько времени было потрачено на поиск, составление и проработку вопросов для нашей анкеты, это кажется невероятным. Но благодаря работе над ошибками с другими командами и корректировке преподавателя, я поняла несколько моментов, которые мне пригодятся в дальнейшем в повседневной и профессиональной жизни: важность правильного, с точки зрения построения и формулировки, вопроса, пользу «окольных» вопросов и многое другое. Как будущему педагогу эти знания невероятно ценны для меня.
    И вот нам, наконец-то, разрешили провести опрос людей, проверить качество нашей подготовки в деле так сказать. Я с нетерпением ждала этой части работы. Казалось бы, что все недочеты исправлены, и всё должно пройти как по маслу, но именно на этом этапе как раз и вылезли все наши огрехи. Мне удалось опросить не так уж и много людей, всего четырех. И даже такой, казалось бы, мизерный опыт дал мне очень многое. Во-первых, это спонтанное общение с незнакомым человеком. Это невероятное ощущение адреналина, когда ты подходишь к тому, кого видишь первый раз в своей жизни, и просишь его поделиться своим мнением. По сути, он тебе ничего не должен, но этот человек стоит и отвечает на твои вопросы, помогает тебе. Конечно, есть вечно спешащие куда-то люди, которые просто проходят мимо. И я была одной из этой массы. Ключевое слово «была», так как впредь я буду более внимательна к людям. Поэтому можно сказать, что это исследование изменило меня и мое отношение к окружающим. Во-вторых, ты узнаешь насколько ты прав относительно того, что думают другие люди. Это своего рода проверка понимания общества, насколько ты с ним одинаково мыслишь. Конечно, этот итог можно подвести только после обработки анкет. Что кстати тоже является очень интересным этапом нашей работы. Ты должен полностью сосредоточиться на переносе ответов в таблицу для дальнейшего подсчета ответов, так как малейшая ошибка может отбросить тебя в самое начало. Мне нравятся такого рода занятия, поэтому я с удовольствием обрабатывала анкеты.
    К счастью, наша гипотеза не подтвердилась. Приятно осознавать, что ты можешь угадывать мнение общества.
    Таким образом, можно сказать, что я на собственном опыте прочувствовала, что такое быть социологом. Ведь я попробовала себя на всех этапах этого исследования: от выбора темы до написания вывода. Самое замечательное, что мне неимоверно понравилось. Пока я не могу назвать себя социологом, так как это только начало. А в будущем, кто знает, может я на самом деле стану социологом.

    ОтветитьУдалить
  21. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  22. Информационное сообщение на тему: «Как я стал социологом».

    Наверное, правильнее было бы ответить на более важный вопрос, а стала ли я социологом? Я думаю, что ответить утвердительно на этот вопрос я не могу, потому что быть социологии намного больше. Единственное, что с уверенностью могу сказать так это то, что я постаралась полностью погрузиться в маленькую часть огромной работы социологов.
    Как это происходило? После изучения социологии в институте нам было дано задание преподавателем провести опрос по разработанной нами анкете. Самой сложной для меня лично оказалась вторая часть задания где необходимо было подходить к незнакомым людям и опрашивать их. Я переживала, потому что немногие соглашались тратить своё время, иногда люди просто проходили мимо как будто не замечают тебя. В этот момент возникало чувство страха. Однако не все абсолютно проходили мимо, были и те кто с радостью отвечал на вопросы, именно это придавало уверенности. Главной задачей было найти к каждому подход, понять как и что лучше сказать человеку, чтобы расположить его к себе.
    Задание помогло нам находить ключик к каждому человеку, это очень важно как для жизни, так и для нашей будущей профессиональной деятельности. В скором времени мы подведем итоги нашего исследования и узнаем почему же многие родители придерживаются домашнего воспитания, это поможет отчасти скорректировать в дальнейшем свою работу так, чтобы родители не боялись доверить саду и школе воспитания своих детей.

    ОтветитьУдалить
  23. Информационное сообщение на тему: «Как я стала социологом».
    Моя история началась в самый обычный, ничем не отличающийся от других, учебный день. На втором курсе первого семестра в расписании появился новый предмет, который назывался «социология». Раньше я и представления не имела, что это за наука, о чем она и кто ей занимается. Как только начались первые лекции, а уж тем более семинары, я убедилась, что это удивительно интересная наука, которую хочется изучать все больше и больше, которая таит в себе много интересных открытий и возможностей для размышления.
    Визуально воспринимать информацию мне гораздо легче, поэтому очень важным и интересным было то, что все основные тезисы и выводы по лекциям я зафиксировала в красочных и понятных презентациях. Это дало огромную возможность зафиксировать все необходимое в памяти и пользоваться этим позднее на практических занятиях. На семинарах мы делились на команды, что было большом плюсом, так как все задания мы делили между собой. Одним из заданий было составить анкету. Наша группа потратила достаточно много времени, чтобы придумать тему. Но в конечном итоге нам наконец удалось определиться, и мы были безумно этим воодушевлены. Преподаватель подробно рассказал нам, как правильно составлять вопросы, их особенности разновидности вопросов, объяснил, как должна выглядеть анкета, что можно говорить, а что нельзя, рассказал о важности голоса в анкете: каким он должен быть, и как правильно преподносить материал.
    Но несмотря на такую подготовку, мы все же столкнулись с рядом трудностей. Во-первых, мы учитывали варианты не для всех людей, а во-вторых, не всегда прислушивались ко всем идеям нашей команды.
    Когда мы с одногруппницами составляли анкету, на первый взгляд показалось, что это легко. Но на самом деле это далеко не так. Мы много раз исправляли вопросы, но когда начали их задавать окружающим, нашли немало ошибок. Трудности возникали не только в вопросах, но и в ответах людей. Те, кто был младше 25 лет отвечали более молодёжным сленгом, что не соответствовало ответам в анкете.
    Обработка данных также предполагает больших усилий, без опыта делать это тяжело.
    Несмотря на слаженную командную работу мы с группой все равно сделали ошибки, которые увидели в процессе обработки данных. Но это не помешало нам добиться результата, который смог порадовать нашу команду.
    Вот моя история проведения социологического исследования.
    В жизни я очень часто сталкивалась с ситуациями, когда звонят по телефону и просят поучаствовать в каком-либо исследовании/опросе, нередко такие люди встречаются на улице. До того момента, как я попробовала себя в роли социолога, я относилась к этим людям скептически, пыталась этого избежать, чтобы не создавать, как казалось мне, лишних проблем для себя. Но теперь я поняла, насколько сложно составить и правильно сформулировать содержание анкеты.
    В конце, хочется сказать, что теперь я более уважительно отношусь к людям, которые проводят социологические опросы, так как раньше я не воспринимала их всерьёз и отказывалась от ответов.
    Благодаря изучению проведения социологических опросов, я могу понять, какие ошибки допускают другие люди при их проведении и знаю свои права как респондента.

    ОтветитьУдалить
  24. Информационное сообщение на тему: "Как я стала социологом"
    Мое изучение предмета социологии началось на втором курсе первого семестра. Сначала я думала, для чего же нам ,педагогам дошкольного образования изучать такой предмет ,как социология.Но после первых пар ,я поняла ,что мы должны быть не только быть высококвалифицированными специалистами в своей профессии ,но и социально компетентными людьми. И поэтому,чтобы дать нам глубокое понимание общественной жизни ,необходима социология.Прежде ,я никогда не углублялась в определение такой науки ,как социология.Я знала только ,что она изучает общество.Но на занятиях я узнала многое об этой науке:ее историю ,людей ,занимавшихся осмыслением социологии,узнала ,что у разных представителей свой предмет социологии и многое другое.На лециях мне больше все понравилось то ,как нам преподносили информацию, самое главное было представлено в презентациях,нам объясняли многое на примерах ,что лучше помогает воспринимать информацию.На практических занятиях мы были по командам ,что более сплотило нас внутри команды и,мы могли разделить между собой задание,каждый выбирал работу более приемлемую работу для себя.На одном из практических занятиях ,нам рассказали про составление анкет,казалось бы ,что трудного составить анкету,мы думали ,что это просто и легко…Но когда мы начали составлять ,мы поняли ,что это достаточно трудно и не просто.Первая проблема ,с которой мы столкнулись ,было то,что мы не могли долго выбрать общую тему наших анкет ,мы долго думали ,предлагали кучу вариантов ,но в итоге пришли к общему и единогласному выбору темы.Также трудности возникли в составлении самих вопросах и составления выборки.Сделав много ошибок ,мы все-таки составили анкету.Было интересно почувствовать себя в роли интервьюера,когда мы опрашивали людей.Это очень хороший опыт.
    Изучение социологии было познавательным и интересным.Командная работа ,интересные занятия, в виде неких соревнований ,когда одна команда задавала другой вопросы ,когда мы должны были быстро поднимать руки,чтобы ответить.
    Можно сделать вывод ,что я на собственном опыте попробовала себя в роли социолога.Выбирала тему социологического исследования, составляла вопросы для анкеты,обрабатывала полученные данные.

    ОтветитьУдалить
  25. Информационное сообщение на тему: «Как я стал социологом».
    Совсем недавно я познакомилась с новой для меня наукой социологией. Когда нам поставили в расписание этот предмет , мне стало интересно , что это за наука и что мы будем изучать. На первых занятиях были лекции, где нам показывали презентации, мы старались записать каждое слово . Нам не только читали лекции, но и объясняли, приводил примеры . Через несколько занятий , нам сказали поделиться на команды, было очень интересно , что же ждет нас дальше, мы ждали практические занятия с нетерпением . Работая в командах , мы все сплотились, сдружились. Нам давали домашнее задание, к которым мы готовились дома, читая книги, статьи , мы узнавали много нового для себя . Когда мы приходили на занятия , мы отвечали на вопросы преподавателя , было много интересных заданий , дискуссий. На одном из занятий нам задали составить анкету, нам показалось , что это очень легко. Но когда мы начали составлять , мы столкнулись с трудностями. Перед нами стояла задача выбрать общую тему для анкеты. После того как выбрали тему, мы преступили к ее составлению. Сначала мы составили гипотезу, а после преступили к составлению вопросов . Было много неудачных вопросов , но благодаря помощи преподавателя , мы справились и сделали анкету. После мы провели опрос студентов, это было сложно, но у нас получилось . Многие не хотели отвечать на наши вопросы и проходили мимо, но были и такие, которые с удовольствием отвечали на наши вопросы. Скоро мы подведем итоги нашего исследования и узнаем, кто против , а за публичность педагога. Мне понравилось такого рода занятие, и я бы с удовольствием попробовала бы себя еще раз в роли социолога.
    В заключение я хотела бы сказать, что мы получили огромный опыт в составление анкет . Было очень интересно попробовать себя в роли социолога.

    ОтветитьУдалить
  26. Информационное сообщение на тему: «Как я стала социологом»
    Моя история знакомства с предметом социология началась с того, что на втором курсе обучения в МГОУ, я увидела в расписании новый предмет.
    Перед началом занятия, я задумалась, что же мы будем изучать - общество, личность или все-таки группу людей? А как связаны между собой социология и педагогическая деятельность?
    Имея школьное представление о предмете, я решила, что на занятиях мы будем в первую очередь рассуждать о мире. Или, если говорить более конкретно, об обществе. Также социология у меня ассоциировалась с опросами.
    Работа на учебных занятиях была построена таким образом, что мы учились слышать и слушать друг друга, понимать мысли однокурсников и обобщать их в общем виде. Было очень интересно работать не одному, а в команде, где каждый может высказаться и предложить свою идею.
    На одном из таких занятий преподаватель познакомил нас с социологической анкетой. Мы разбирали что такое анкета, какие вопросы бывают, как правильно составлять вопросы, как должна выглядеть анкета, что можно говорить, что нельзя и как правильно преподнести материал. Также мы имели практику разбора чужой анкеты, мы находили в ней не только речевые ошибки, но также смысловые и содержательные. Мне казалось в анкете нет ничего сложного, любая тема может обсуждаться. Но не все так просто. Всей нашей группой долго думали над темой, которая актуальна на сегодняшний день и какую бы анкету сделать. Было много предложений, которые мы обсуждали вместе с преподавателем. Все вместе мы выбрали не простую тему, но актуальную в наши дни: как же родители относятся к совместному обучению их детей с детьми, которые имеют ментальные отклонения. Когда мы презентовали нашу анкету в общей группе то увидели свои недочеты. Многое нужно было переделать, изменить и подправить. Но как оказалась и исправленному варианту далеко до идеала. Мы составляли не только анкету, но и побывали в роли интервьюера, что послужило огромным опытом. Среди опрашиваемых людей были родные, близкие и даже соседи. Я, как начинающий социолог, провела опрос с своими родителями и бабушкой.
    Также на занятиях мы разбирали книгу Гюстава Лебона «Психология народов и масс», которая посвящена исследованию психологии больших социальных групп. Именно Лебон впервые сформулировал законы поведения организованной толпы. Не сказала бы, что книга читается легко, но несмотря на философский оттенок и внушительный объем, на занятиях мы с интересом разбирали ее на цитаты. В целом очень интересно и актуально. Книга даёт пищу для размышлений и не носит развлекательного характера. На некоторые вещи я стала смотреть иначе.
    Предмет социология оказался познавательным и интересным. Командная работа сплотила наш коллектив, и мы справились с заданиями, которые стояли перед нами.
    А самое главное, на мой взгляд, в том, что социолог, или только начинающий работать в этой области человек, предполагает постоянное личностное развитие, ведь невозможно быть хорошим специалистом, не читая интересных книг, не осваивая новых программ и методов, не стараясь анализировать процессы, происходящие в обществе.

    ОтветитьУдалить
  27. Информационное сообщение на тему: «Как я стала социологом?»
    Мое знакомство с предметом социология началось еще в школьное время. На предмете обществознание мы изучали азы данной дисциплины. Однако более углубленно я начала изучать социологию на втором курсе высшего учебного заведения. Именно на парах социологии мы изучали историю, основы и людей, являвшихся основателями тех или иных аспектов данной дисциплины. Огромное количество теоретического материала потоком влилось в размеренную учебную жизнь. Но вскоре мы поняли, что социология построена на изучении мнений общественности, на практике, а не ограничивается лишь теоретическим материалом. Задание, данное нам на занятии, произвело сильное впечатление и в корне изменило мое мнение относительно данной науки. Необходимо было составить анкету, на тему, выбранную общей группой и провести ее на реальных респондентах. Со стороны казалось, что составить и провести подобное исследование вовсе не трудоёмкое занятие и займет немного времени. Но на практике иллюзии на этот счет были развеяны. Создание даже самой простой анкеты занимает немало времени и требует приложения умственных сил, но это очень увлекательно, ведь этот вид исследования дает возможность узнать мнения, выявить состоятельность гипотезы и почувствовать себя настоящими социологами. Учесть все правила, составить корректные вопросы, этим была занята вся группа, действуя слаженно и обсуждая каждую мелочь, которая могла повлиять на результат. Хотелось максимально точно попасть в цель, провести действительно продуктивную работу и получить соответствующие результаты. При первой же презентации анкеты в коллективе конструктивная критика замотивировала нас на поиск новых путей решения, составление новых вопросов и их формулировок. Основными проблемами нашей анкеты были: неправильно составленные вопросы, заставляющие респондента не на шутку задуматься над ответом и утомляющая однообразность вопросов. Доступность, точность и информативность - главные критерии постановки вопроса, стало ясно сразу. Учитывая все замечания, анкета не раз подвергалась корректировкам и пересмотру каждого мнения. При проведении исследования также стали понятны достоинства и недостатки нашего варианта анкеты, непонимание респондентами определенных вопросов и явное нежелание отвечать на отдельные вопросы породило сомнение в их корректности. Непростая деятельность по составлению и проведению анкеты, проделанная каждым членом нашего коллектива все же получила результат. Мнения, полученные в результате исследования были систематизированы и изучены путем обработки анкет. Прекрасная возможность попробовать себя в роли социолога породила новые эмоции, сформировала отношение к социологии не только как к теоретической, но и как нескучной и непростой практической науке, заставила задуматься, как многообразно общество, как кардинально отличаются мнения людей и как сильно от мнения общественности зависят те или иные происходящие в обществе изменения.

    ОтветитьУдалить
  28. Информационное сообщение на тему: «Как я стала социологом».
    Мой путь становления в роли социолога был сложным, но в то же время интересным. Все начиналось с лекций, изучению теории развития науки, её основоположников и их взгляды. Познакомилась с книгой Гюстава Лебона «Психология народов и масс», изучала современные и устаревшие взгляды. Разбирала научно-исследовательский семинар на котором мы с группой поднимали актуальные проблемы, писали обобщенные тезисы данной проблематики и анализировали статью. Готовясь к зачёту разбирали вопросы по курсу социологии, вспоминали и узнавали что-то для себя новое. В подготовке этих работ у меня просыпался интерес к курсу социологии. Я шла по ступенькам вверх, и получала все больше, и болеешь ответов по дисциплине социологии. Но, путь не бывает без препятствий.
    Самым сложным для меня оказалась работа в команде и создание собственной анкеты.
    Я привыкла работать одна и полагаться только на себя. Я четко знала, что только на моих плечах лежит ответственность. Но работая в группе, я смогла положиться на своих коллег, мы вместе искали пути решения данной проблемы и приходили к единому мнению. Однако, самым интересным было – это создать статью, подняв там актуальную проблему сегодняшнего времени.
    Теперь я с гордостью могу сказать, я стала социологом!
    Так же, при составление собственной анкеты. Мы должны были выбрать актуальную тему, написать гипотезу к данной теме и составить собственные вопросы. Нам казалось, что это легко, но это не правда. Нам понадобилось большое количество времени и сил. Мы старались приходить к единому мнению. Было большое количество вопросов, которые ставили в тупик респондентов, но эти ошибки нам помог исправить преподаватель. Мы справились! И как настоящие социологии создали собственную анкету. После работы над анкетой нам надо было ее протестировать, узнать мнение людей, их взгляды. Проводили уличный опрос среди жителей города. Большое количество людей отказывались отвечать и игнорировали нас, но были люди, которых мы действительно заинтересовали своей темой. Итоги нашей работы мы уже подводим, остались моменты, которые нужно доделать. Эта работа была очень интересная, она была не похожа ни на одну работу раньше, данная деятельность нашу группу сплотила, мы почувствовали себя социологами и коллегами.

    ОтветитьУдалить
  29. Информационное сообщение на тему: «Как я стала социологом?»
    Когда я узнала, что на 2 курсе появится такая дисциплина, как «Социология» , я очень этому обрадовалась. Данный предмет всегда вызывал у меня интерес и уже с первых лекций я поняла , что дисциплина непростая ,но важная для понимания того, как устроено общество и как оно функционирует.
    На одном из занятий нам было дано задание : составить анкету, по выбранной нами теме и провести ее на настоящих респондентах. Честно говоря, данное задание заставило сильно понервничать , ведь опыт в проведении социологического исследования вовсе отсутствовал.
    На парах был детально проработан план действий и казалось, что все трудности позади ,остается только лишь четко следовать инструкциям, однако это оказалось нет так, как мы предполагали . Представленная на семинаре анкета вызвала массу вопросов, были выявлены недочеты ,но, к счастью, были подчеркнуты и достоинства .
    После этого я поняла, что быть социологом не так просто, как казалось на первый взгляд. Благодаря критике я сумела сделать выводы и проанализировать сложившуюся ситуацию, она помогла взглянуть на работу по-новому , появились свежие идеи и ,самое главное , появился стимул качественно выполнить данное задание.
    Быть социологом ,значит уметь разбираться во всех тонкостях, учитывать мнение каждого человека, быть морально подготовленным к любым трудностям , уметь взаимодействовать с людьми. Я рада тому, что смогла столкнуться с трудностями , преодолеть их и ощутить удовлетворение и гордость за проделанную работу. Кроме того, данный опыт обязательно пригодится мне в моей будущей профессии.

    ОтветитьУдалить
  30. Информационное сообщение на тему: "Как я стала социологом?"
    На школьных уроках обществознания мне всегда были очень интересны моменты, когда мы изучали общество, механизмы функционирования и развития разных социальных систем. Тогда я задавалась вопросом, что кто-то должен специально заниматься изучением, рассмотрением этих аспектов. На одном из занятий учитель поведал, что исследованием данных закономерностей занимается такая наука, как «Социология». С той минуты и началось мое осознанное знакомство с ней. Я была рада увидеть в расписании данную дисциплину, поскольку изучать общество, механизмы его функционирования, на мой взгляд, не только интересно, но и полезно как для человека в отдельности, так и для общества в целом.
    Каждая лекция была наполнена большим количеством информации, которая тяжело усваивалась, и данная наука начала немного отталкивать. Я понимала, что хочу применить свои знания в практической деятельности. И на одном из занятий нам было предложено составить анкету и провести социологическое исследование «в городе». Задание мне показалось очень увлекательным и простым, тем более мы, как настоящие социологи, должны были изучить общественное мнение. нНо тут же появилась первая трудность - какую тему выбрать? Потратив немало времени и сил, мы все-таки определились, что мы хотим изучить. Подумав, что выбор темы - это половина дела, я с радостью принялась составлять вопросы. «Анкета составлена, мы молодцы» - мысли при первом проведении исследования на занятии. И тут же мы понимаем, что далеко не все вопросы однозначны, каждый человек может понять их по-своему. После этого начинаешь осознавать, что вопросы и варианты ответа должны быть однозначны, понятны, ориентированы на среднее их понимание и «по сути». Только таким способом все результаты, которые мы будем получать с помощью социологического исследования, можно будет считать достоверными. С каждым проведением опроса среди одногруппников появлялись разные недочеты, которые мы стремились устранить. Однако далеко не все нам удалось. Завершая свою работу в роли социолога, мы провели опрос среди граждан и проанализировали его результаты, которые нам показались очень интересны и необходимы для изучения общества. Вместе с тем мы поняли, что наши вопросы требуют поправок и совместного, более детального обсуждения с преподавателем.
    Социологом я ещё не стала, потому что это довольно сложный, долгий и тернистый путь, однако проведение социологического исследования показало мне эту науку с другой стороны - со стороны практической деятельности, которая представляет большую значимость в нагромождении эмпирически обоснованных знаний, создании информационной базы для познания социальной реальности, получении информации об отдельных индивидах и общности, их потребностей, интересов, мотивах и тд.

    ОтветитьУдалить