среда, 12 декабря 2018 г.

План работы

13.12.18 Социальное взаимодействие (НИП)  - 20 минут
13.12.18 К/р Личность общество  - 30 минут
13.12.18 Лекция Социальные группы и общности - 40 минут

20.12.18 Социальные группы и общности  (НИП) - 20 минут
20.12.18 Лекция Социальная стратификация и мобильность- 30 минут
20.12.18 К/Р итоговая (Штопка + все задания после тем в блоге) - 40 минут

27.12.18 Социальная стратификация и мобильность (НИП) - 20 минут
27.12.18 Презентация (финальная итогов социологического исследования) "Патриотизм"

27.12.18 Зачет Письменный

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ. 
  1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки:  представление об обществе в Античности; А. Аврелий и Ф. Аквинский,    теория общества и государства Н. Макиавелли; теория общественного договора и естественного права Т. Гоббса, Дж Локка, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо.
  2. История развития социологической мысли в России: концепция историко-культурных типов Н. Я. Данилевского; научная школа Н. К. Михайловского и П. Л. Лаврова; историко-сравнительная социология М. М. Ковалевского.
  3. Базовые социологические школы XIX века – Огюст Конт:   классификация наук; сущность «Закона интеллектуальной эволюции человечества» или «Закона трех стадий (состояний)» О. Конта; социальная статика и динамика.
  4. Базовые социологические школы XIX века – Герберт Спенсер: основной закон социального развития Спенсера;  понятие «социальный дарвинизм», «социальная эволюция», «социальное равновесие», «процесс распада общества».
  5. Базовые социологические школы XIX века - Карл Маркс:  раскройте учение марксизма о роли деятельности и общественных отношений людей в развитии общества как социальной системы; учение марксизма об общественно-экономической формации; теория социального конфликта Маркса
  6. Классические социологические теории – Эмиль Дюркгейм: «социальный факт», «социальная солидарность», «социальное здоровье»; теория механической и органической солидарности; в чем отличие подходов  Вебера и Дюркгейма к предмету социологии?
  7. Классические социологические теории. Современная западная социология: cоциально-психологическая школа Г. Тарда, Г. Лебона;
  8. Классические социологические теории. Макс Вебер: охарактеризуйте учение М. Вебера о ценностях, идеальных типах; теория социального действия; чем отличаются  взгляды на взаимодействие «человека  и общества»   К. Маркса  и   М. Вебера?
  9. Классические социологические теории. Современная западная социология: cтруктурно-функциональный анализ Т. Парсонса, Р. Мертона;
  10. Классические социологические теории. Современная западная социология: конфликтологическое направление в социологии Р. Дарендорфа;
  11. Классические социологические теории. Современная западная социология: cимволический интеракционизм Дж. Мида, Дж. Хоманса.
  12. Питирим Сорокин: социологический неопозитивизм; «теория социальной стратификации и мобильности».
  13. Позитивизм, антипозитивизм, неопозитивизм. Представители, идеи, критика
  14. Социология как наука: структура социологического знания; функции социологии; методология и методика социальной науки; место социологии в системе общественных наук.
  15. Понятие общества и его основные характеристики: понятие и признаки общества; системный подход в изучении общества; подсистемы общества, их функции и взаимосвязь.
  16. Типология обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное; формационный и цивилизационный подходы к развитию общества
  17. Основные интерпретации взаимоотношений человек-общество.
  18. Личность как социальный тип: понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»; нормативная личность, модальная личность, идеальная  личность; теории личности З. Фрейда, Дж. Мида.
  19. Общество и личность: понятия «социализация», «десоциализация», «ресоциализация»; этапы социализации; агенты социализации и институты социализации
  20. Личность как деятельный субъект: термины «потребность», «мотив», «интерес», «социальная роль», «ролевое поведение», «ролевой конфликт»
  21. Процесс социализации: «Ид», «Эго» и «Суперэго» З. Фрейда, «обобщенный другой» Дж. Мида, модели социальной адаптации Р. Мертона.
  22. Потребности человека. Классификация Маслоу. Приведите примеры «биологически нецелесообразных поступков» человека.  Как проявляется «свобода воли человека». 
  23. Формы социального взаимодействия:  “кооперация”,  “конкуренция”, “конфликт”; взаимодействие как обмен.
  24. Социальный контроль и девиацияпонятие и функции социального контроля; основные элементы социального контроля; формальный и неформальный контроль;  понятие агентов социального контроля; конформность; понятие и социальные признаки девиации; теории девиации, формы девиации.
  25. Понятие и структура социального действия. Социальные взаимодействия: признаки  социального действия; структура социального действия: актор, мотив, цель действия, результат; социальные взаимодействия; виды социальных взаимодействий по М. Веберу.
  26. Массовое сознание и массовые действияпонятия «массовое сознание», «массовые действия», формы массового поведения (бунт, истерия, слухи, паника); особенности поведения индивида в толпе.
  27. Понятие и виды социальных групп: понятие социальной группы и ее разновидности (первичные, вторичные, внутренние внешние, референтные.
  28. Малые группы и коллективы: понятие и признаки малой группы; диада и триада; структура  малой социальной группы и отношения лидерства; коллектив.
  29. Виды общностей: понятие социальной общности; демографические, территориальные, этнические общности, классификацию социальных общностей в соответствии с характерными признаками.
  30. Социальные нормы и социальные санкции: понятие и виды социальных норм; понятие и виды санкций; типы санкций.
  31. Социальное неравенство и социальная стратификация:  понятия «социальная стратификация», «социальное неравенство», «социальная дифференциация»; исторические типы стратификации; рабство, кастовая система; сословная система, классовая система.
  32. Критерии стратификации. Системы стратификации современных обществ: критерии стратификации в современном обществе: доход и собственность, власть, престиж, образование; система стратификации современного западного общества: высший, средний и низший классы;
  33. Критерии стратификации: система стратификации современного российского общества; особенности формирования высшего, среднего, низшего классов; базовый социальный слой.
  34. Понятие социального статуса: понятие «социальный статус», виды статусов (предписанный, достигаемый, смешанный); статусный набор личности; статусная несовместимость.
  35. Социальная мобильность: понятие мобильности; виды мобильности: индивидуальная, групповая, межпоколенная, внутрипоколенная, вертикальная и горизонтальная; каналы мобильности: доход, образование,  брак, армию, церковь.
  36. Социальный институт. Социальная организация: понятие «социальный институт», элементы социального института (ценности, роли, нормы); функции, дисфункции социальных институтов; социальная организация.
  37. Семья как социальный институт: понятие семьи, ее основные характеристики; функции семьи; классификации семьи по составу, распределению власти, месту проживания; формы брака; альтернативные жизненные стили.
  38. Концепции и факторы социальных изменений: понятие социальных изменений; концепции социальной эволюции и революции, теория циклических изменений; акторы социальных изменений: экономические, политические, социальные, духовные.
  39. Концепция социального прогресса: понятия: «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция», «реформа»; линейные и циклические концепции социальной эволюции.
  40. Концепция социального прогресса: критерии общественного прогресса: экономический, технологический, социальный, гуманистический; неоднозначность общественного прогресса
  41. Общественное мнение как институт гражданского общества: определения «общественного мнения» и «гражданского общества»; структурные элементы общественного мнения и факторы,  влияющие на его формирование.
  42. Методы социологических исследований. Неопросные методы социологических исследований: наблюдение, эксперимент, анализ документов.
  43. Методы социологических исследований. Опросные методы социологического исследования, виды опросов и понятие выборки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий